Акцентуации характера

Характеристики темперамента

 

Темперамент Факторы, вызывающие напряжение
Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик Чрезмерная вспыльчивость, напряженность, раздражительность, напор Равнодушие, невозмутимость, смена интересов Медлительность, заторможенность, неэмоциональность Обидчивость, унылость, слабость

 

Не меньшие проблемы может создать барьер характера,а точнее то, что в психологии принято называть- акцентуациями(табл. 15). Например, одна из типологий акцентуированных личностей принадлежит К. Леонгарду.

Таблица 15

Акцентуации Черты, способствующие общению Черты, препятствующие общению
Гипертивныи тип Активность, потребность в новых впечатлениях, инициативность Легковесность, необязательность, непостоянство
Дистимический тип Серьезность, совестливость, справедливость, тщательность Ригидность, безынициативность, уход "в себя"
Циклоидный тип В позитивной фазе как гипертим В негативной фазе как дистим
Ригидный тип Стремление к идеалу, са­мокритичность Требовательность к окружающим, обидчивость, мстительность
Эмотивный тип Эмпатичность, альтруизм, исполнительность Чрезмерная сензитивность, уязвимость
Педантичный тип Добросовестность, аккуратность, надежность, верность Формализм, мелочность, склонность обвинять
Тревожный тип Демонстративный тип Трудолюбие, самокритичность, исполнительность   Настойчивость, гибкость, нестандартность Замкнутость, робость Эгоцентризм, позерство, лживость
Лабильный тип   Эмоциональность, экспрессивность, артистизм Резкие перепады настроения, впечатлительность
Эпилептоидный тип Аккуратность, добросовестность Раздражительность, вспышки гнева, жестокость
Экстравертированный тип Ориентация на другого Конформность
Интровертированность Принципиальность, взвешенность поступков Упрямство, «замкнутость на себе»

Кроме барьеров, вызванных психологическими свойствами общающихся, возможны барьеры психических состояний,т. е. эмоциональные. Отрицательные переживания могут существенно осложнить взаимоотношения. Так, гневможет вызвать агрессивное поведение, страдание-стремление замкнуться, отвращение или презрение- дистанцироваться и т. д.

Таким образом, можно, очертить круг проблем, с которыми может встретиться педагог и должен быть готов к их обсуждению. Например, с родителями необходимо обсуждатьвопросы гиперактивности их детей, агрессивности, страхов, застенчивости, неуверенности в себе, лени, уровня готовности ребенка к школе, отсутствия мотивации к учению, проживания кризисов, отношения со взрослыми, счленами семьи, профориентации.

Для учащихся важными являются проблемыотношений с родителями (тотальный контроль, борьба за автономию, семейные конфликты), со сверстниками (страх общения, риск быть непринятым, осмеянным, проблемы лидерства-подчинения), вопросы дружбы, любви, секса, наркозависимости, экзистенциальные проблемы, успеваемость, конфликты с учителями, профессиональное самоопределение.

В сфере профессиональных дискуссиймогут быть вопросы трудно­стей усвоения учебного материала учащимися, проблемы дисциплины, аддиктивного поведения учащихся, проблемы с родителями учащихся, конфликты с коллегами, синдрома сгорания, трудностей профессиональной адаптации, вопросов самоменеджмента и профессионального роста.

Общение с администрациейвозможно по вопросам кадрового отбора, принятия управленческих решений, преемственности ступеней образования, мониторинга образовательных программ, педагогических конфликтов (учитель-родитель, учитель-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация, ученик-ученик, родитель-администрация). Итак,педагогическое общение является квинтэссенцией образовательного процесса, средством и целью личностного взаимодействия между учащимися и педагогами.