Акцентуации характера
Характеристики темперамента
Темперамент | Факторы, вызывающие напряжение |
Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик | Чрезмерная вспыльчивость, напряженность, раздражительность, напор Равнодушие, невозмутимость, смена интересов Медлительность, заторможенность, неэмоциональность Обидчивость, унылость, слабость |
Не меньшие проблемы может создать барьер характера,а точнее то, что в психологии принято называть- акцентуациями(табл. 15). Например, одна из типологий акцентуированных личностей принадлежит К. Леонгарду.
Таблица 15
Акцентуации | Черты, способствующие общению | Черты, препятствующие общению |
Гипертивныи тип | Активность, потребность в новых впечатлениях, инициативность | Легковесность, необязательность, непостоянство |
Дистимический тип | Серьезность, совестливость, справедливость, тщательность | Ригидность, безынициативность, уход "в себя" |
Циклоидный тип | В позитивной фазе как гипертим | В негативной фазе как дистим |
Ригидный тип | Стремление к идеалу, самокритичность | Требовательность к окружающим, обидчивость, мстительность |
Эмотивный тип | Эмпатичность, альтруизм, исполнительность | Чрезмерная сензитивность, уязвимость |
Педантичный тип | Добросовестность, аккуратность, надежность, верность | Формализм, мелочность, склонность обвинять |
Тревожный тип Демонстративный тип | Трудолюбие, самокритичность, исполнительность Настойчивость, гибкость, нестандартность | Замкнутость, робость Эгоцентризм, позерство, лживость |
Лабильный тип | Эмоциональность, экспрессивность, артистизм | Резкие перепады настроения, впечатлительность |
Эпилептоидный тип | Аккуратность, добросовестность | Раздражительность, вспышки гнева, жестокость |
Экстравертированный тип | Ориентация на другого | Конформность |
Интровертированность | Принципиальность, взвешенность поступков | Упрямство, «замкнутость на себе» |
Кроме барьеров, вызванных психологическими свойствами общающихся, возможны барьеры психических состояний,т. е. эмоциональные. Отрицательные переживания могут существенно осложнить взаимоотношения. Так, гневможет вызвать агрессивное поведение, страдание-стремление замкнуться, отвращение или презрение- дистанцироваться и т. д.
Таким образом, можно, очертить круг проблем, с которыми может встретиться педагог и должен быть готов к их обсуждению. Например, с родителями необходимо обсуждатьвопросы гиперактивности их детей, агрессивности, страхов, застенчивости, неуверенности в себе, лени, уровня готовности ребенка к школе, отсутствия мотивации к учению, проживания кризисов, отношения со взрослыми, счленами семьи, профориентации.
Для учащихся важными являются проблемыотношений с родителями (тотальный контроль, борьба за автономию, семейные конфликты), со сверстниками (страх общения, риск быть непринятым, осмеянным, проблемы лидерства-подчинения), вопросы дружбы, любви, секса, наркозависимости, экзистенциальные проблемы, успеваемость, конфликты с учителями, профессиональное самоопределение.
В сфере профессиональных дискуссиймогут быть вопросы трудностей усвоения учебного материала учащимися, проблемы дисциплины, аддиктивного поведения учащихся, проблемы с родителями учащихся, конфликты с коллегами, синдрома сгорания, трудностей профессиональной адаптации, вопросов самоменеджмента и профессионального роста.
Общение с администрациейвозможно по вопросам кадрового отбора, принятия управленческих решений, преемственности ступеней образования, мониторинга образовательных программ, педагогических конфликтов (учитель-родитель, учитель-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация, ученик-ученик, родитель-администрация). Итак,педагогическое общение является квинтэссенцией образовательного процесса, средством и целью личностного взаимодействия между учащимися и педагогами.