Типы нарушения дисциплины
Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания | |||
Активное поведение НПВ Пассивное поведение НПВ | Примеры: ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса Примеры: ученики демонстрируют поведение «в час по чайной ложке», т. е. вес требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно | ||
Реакция учителя | Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы | ||
Ответы ученика на реакцию учителя | Смысл ответа: уступают. Действия: временно прекращают выходки | ||
Происхождение (причины) поведения НПВ | 1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. 3. Дети зачастую испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя пустым местом | ||
Сильная сторона поведения НПВ | Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем | ||
Принципы предотвращения поведения НПВ | 1. Больше внимания уделять хорошему поведению. 2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются | ||
Характеристика властолюбивого поведения | |||
Активное властолюбивое поведение | Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность | ||
Пассивное властолюбивое поведение | Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое | ||
Реакция учителя | Эмоции: гнев, негодование, может быть, страх. Импульсы: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть ударить и т. п.) | ||
Ответы ученика на реакцию учителя Происхождение властолюбивого поведения Сильные стороны властолюбивого поведения Принципы профилактики властолюбивого поведения | Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете») Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее Социальные установки изменились: от отношений господства - поведения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. Мода на «сильную власть» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам Уход от конфронтации и снижение напряженности Передача ученику части своей организаторской власти | ||
Характеристика мстительного поведения | |||
Активное мстительное поведение Пассивное мстительное поведение Реакция учителя Ответы ученика на реакцию учителя Происхождение мстительного поведения Сильные стороны мстительного поведения Принципы профилактики мстительного поведения | Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим Отчужденное избегание, ожесточенно отвергающее всякие дружелюбные попытки контакта Эмоции: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху Импульс: немедленно ответить силой (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса) Стиль ответа: вредить Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее Отражение роста насилия в обществе Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность - умение защищать себя от обид и боли Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами. | ||
Характеристики поведения, направленного на избегание неудач | |||
Активная форма ИН-поведения | Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным | ||
Пассивная форма ИН-поведения | Откладывание на потом, недоведение до конца, временная неспособность, официальные диагнозы. | ||
Реакция учителя | Чувства: профессиональной беспомощности. Импульс: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста | ||
Ответы ученика на реакцию учителя | Стиль ответа: зависимость Действия: продолжает ничего не делать | ||
Происхождение ИН-поведения | Отношение по типу "красного карандаша" Необоснованные ожидания родителей и учителей. Вера ученика в то, что ему подходит только перфек-ционизм Упор на соревнование в классе | ||
Сильные стороны ИН-поведения | Ученики хотят успеха: всё делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников- сильных сторон нет. | ||
Принципы профилактики ИН-поведения | Поддержка ученика, с тем чтобы его внутренняя установка "Я не могу измениться" сменилась на "Я могу" Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми | ||
Дополнительно эскалировать дисциплинарные нарушения могут барьеры общения в области интеракции. Это темпоритмические, характерологические и эмоциональные барьеры.
Темпоритмический барьер можно соотнести с различными темпераментными характеристиками. Несоответствие скорости мышления, действия, различный запас работоспособности, чувствительности к фрустрирующим ситуациям, интро-экстравертированности может порождать серьезные напряжения во взаимоотношениях между педагогом и учащимися (табл. 14).
Таблица 14