Профессиональная готовность педагогических кадров

Вторым важным аспектом профессиональной педагогической деятельности является наличие психолого-педагогических способностей. Существует большое многообразие взглядов на то, что такое педагогические спо­собности. В табл. 8 представлены, на наш взгляд, наиболее продуктивные.

Таблица 8

 

Сравнительная таблица пр офессиональных качеств педагога
Е. А. Кли- Л. М. Ми- В. А. Кру- Ю. Н. Ку- Н. В. Кузь- В. П. Симонов
мов тина тецкий люткин мина  
Умение Педаго- Дидактиче- Эмпатия Конструк- Умение решать
руководить, гическое ские спо-   тивные задачи обучения,
учить, вос- целепо- собности   способно- воспитания и раз-
питывать лагание     сти вития в единстве
. Умение слу- Педаго- Академи- Динамизм Организа- Умение заин-
шать и вы- гическое ческие спо-   торские тересовать мате-
слушивать мышле­ние сооности   способно­сти риалом
Широкий Педаго- Перцептив- Самооб- Коммуни- Умение учитывать
кругозор гическая ные спо- ладание кативные индивидуально-
  направлен собности   спосоо- возрастные особен-
  ность     ности ности учащихся
Речевая Педаго- Речевые   Рефлексив- Умение строить вза-
культура гический способно-   ные спо- имоотношения на
  такт сти   собности гуманной основе
Умение   Организа-     Умение находиться
чувствовать.   торские     в нестандартной
другого   способности     ситуации
Вера в луч-   Авторитар-     Умение сочетать
шее в чело-   ные спо-     теорию и практику
веке   собности      
Способность   Коммуни-     Склонность к ис-
сопережи-   кативные     пользованию инно-
вать   способно­сти     ваций
Наблюда­тельность   Педагогическое воображение     Умение в совершенстве владеть словом
Ценностные ориентации   Способности к распределению внимания     Обладание критичностью ума
Умение ре­шать нестан­дартные ситуации         Иметь гражданскую позицию
Высокая степень са­морегуляции         Уметь варьировать используемые методы

В то же время собственная психолого-педагогическая практика выявила авторский реестр практических навыков успешного фасилитатора.«Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать "характер"»,- заметил К. Д. Ушинский. Помня высказывание великого педагога, считаем, что личность педагога есть главный инструмент развития ребенка, поэтому профессиональные качества успешного педагога необходимо формулировать в терминах, описывающих человеческий потенциал специалиста в области образования. По нашему мнению, такими качествами должны быть: толерантность; эмпатичность; флексибельность; креативность; рефлексивность; сензитивность; коммуникабельность; языковая компетентность; конструктивная интернальность; ассертивность; ответственность.

Толерантностьмы рассматриваем как умение терпимо относиться к инакомыслию, противоположным точкам зрения, альтернативным взглядам. Умение принимать, выслушивать, желать найти рациональное зерно в чужой позиции, умение отыскивать исходную позитивную мотивацию в утверждениях другого человека. Это качество в житейском смысле часто называют мудростью. Возраст и жизненный опыт помогают человеку быть более снисходительным, более терпимым, сдержанным в резких оценках и суждениях.

Эмпатичность- вчувствование, вживание в состояние другого, совме­стное проживание состояний человека. Она дает возможность быть вконтакте, диалоге с другими людьми, видеть не только демонстрируемое поведение, но и невербальные сигналы, подсознательные состояния. Эмпатичный человек в общении пытается удовлетворить истинные потребности говорящего, часто без слов понять его. Такое умение слушающего обычно воспринимается как такт, поддержка и доставляет собеседнику чувство комфорта.

Флексибельность - гибкость в поведенческих и мыслительных стратегиях. Это умение архиважно в педагогической деятельности, так как сфера работы «человек - человек» зона повышенного психологического риска, поскольку такие отношения не могут быть запрограммированы, заданы, запланированы по большому счету. Недаром говорят, что учитель должен идти в класс не с готовым планом, а с готовностью его изменить.

Креативность- творчество, способность к дивергентному мышлению. Умение нестандартно мыслить, создавать новую реальность является базисным в современном непредсказуемом мире. Отказ от репродуктивного обучения, овладение творческим потенциалом - одна из задач гуманистического образования настоящего века.

Рефлексивность- это то, что выделило нас из мира животных. Умение взглянуть на себя со стороны, выйти за пределы известного, привычного, встать над стереотипами. Никакая продуктивная деятельность невозможна без рефлексивных способностей педагога. Для конструирования педагогической реальности необходимо осознание актуального состояния науки, собственных потенциалов, особенностей индивидуальности учащегося. Поэтому педагог должен обладать способностью к рефлексии.

Сензитивность - чувствительность. Для педагога важно уметь слышать себя, свои состояния, потребности. Можно сказать, что выражение В. А. Сухомлинского о том, что «глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании -эмоциональная оценка собственных поступков», имеет и обратную силу. Закрытый для себя, будет закрыт и для других. Нечувствительность к собственным желаниям, отсутствие внутреннего диалога рождает такую же не­чувствительность к состояниям, желаниям, возможностям детей и коллег.

Коммуникабельность. Потребность и умение общаться является одним из основных инструментов воздействия на ребенка. Наше убеждение заключается в том, что любая правильно выстроенная деятельность требует предварительной мотивации в виде желания взаимодействовать с приятным тебе человеком.

Языковая компетентность.Умение владеть речью: грамотная, красивая, правильная речь - залог успешной коммуникации. Такая речь - инструмент кодирования и декодирования посылаемых сигналов, важное орудие быть понятым, донести свою мысль, передать личнозначимый смысл.

Конструктивная интернальностьпредполагает умение инициировать и контролировать происходящие события в области педагогической реальности, умение видеть свой вклад, свои возможности, использовать все свои ресурсы для эффективной деятельности.

Конструктивная интернальность -это знание своих, ситуационных, обстоятельственных ограничений и нахождение выхода из сложных ситуаций без невротического чувства вины, долженствования, бремени обязательств.

Ассертивность- умение защитить свои интересы, отстоять свои права. Эта характеристика человека, который уважительно относится к себе и другим, старается использовать стратегию сотрудничества, умеет добиваться желаемого без ущерба для свободы других.

Ответственность - это сложное интегративное качество человека. Оно выражается в позиции учителя по отношению к тому, что он сделал или не сделал для себя и ученика, в пространстве их встречи.

Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков предлагают не дробить профессиональные качества на дискретные показатели, а взять в качестве интегративной единицы такой элемент, как профессиональное сознание. Их исследования показали, что можно выделить как минимум три уровня профессионального сознания: объектный, задачный и проблемный. В первом случае учитель не может выйти за рамки своей деятельности, он поглощен ее течением. Анализ деятельности может осуществить только через перечисление методов и способов работы. Неудачи объясняет исключительно внешними факторами. На втором уровне учитель рассматривает затруднения как цель своей деятельности, это позволяет ему рефлексировать по поводу неудачных способов воздействия и находить новые. Третий уровень определяется тем, что педагог реализует в своей деятельности свои ценностно-смысловые установки относительно широкого пространства, всей образовательной сферы, он является субъектом своей профессиональной сферы, когда требуется уже не только рефлексия, но и формирование своего профессионального стиля. «Несовпадение границ ответственности за выбор и способностей к его воплощению» становится стимулом к развитию профессионального сознания как фундаментального условия саморазвития» [17. С. 65]