Проблемы современной науки

Проблемы науки это не только общая тематика исследований, но и открытые вопросы, которые представлены не столько разработанными теориями, сколько остротой поставленных вопросов, т. е. проблемы в собственном смысле слова. К таким можно отнести следующие:

1.Сензитивные периоды. Где границы? Как их определять? Сколько их?

2. Границы зон ближайшего развития. Влияет ли обучение на созревание?

3.Существует ли приоритет воспитания и развития?

4.Связь средовых и генотипических влияний. Соотношение способностей и задатков.

5.Что такое готовность к обучению: ЗУНы, мотивация, интеллект, личностная зрелость?

6. Проблема определения педагогически запущенных детей и детей с ЗПР.

7.Плюсы и минусы индивидуализации обучения.

8. Цели, смысл психодиагностики: стандартизация, унификация, дифференциация?

Кроме общеметодологических проблем существуют и более локальные.
В качестве примера можно выделить барьеры, препятствующие личностному росту студентов в процессе их обучения в вузе.

1.Социально-психологический барьер - существуют противоречия между расцветом физических, интеллектуальных сил молодого человека и строгим лимитом времени, экономическими ограничениями в удовлетворении его потребностей.

2.Адаптационный - противоречия между старыми и новыми условиями жизни, что зачастую связано со сменой места жительства, социального окружения, существенного изменения материальных возможностей, характера взаимоотношений обучающего и обучаемого, бытовые условия.

3.Мотивационный барьер связан стем, что поступление в данный вуз на конкретный факультет является запланированным и желанным далеко не у всех студентов.

4.Дидактический барьер существует между стремлением к самостоятельности в способах приобретения знаний и консервативными формами вузовской подготовки или, наоборот, между репродуктивными школьными навыками получения информации и необходимостью самостоятельно ее добывать, разные требования при контроле и оценивании учебной деятельности.

5.Информационный - обилие информации и ограниченные ресурсы для ее переработки, проблемы редукции, упрощения научного знания. В целом, это увеличение сроков взросления в современной цивилизации, связанное с

тенденциями развития, приводит к тому, на что обращает внимание М. В. Гамезо с соавторами: «...затягивающийся период учебы приводит .некоторых молодых людей к безответственному инфантилизму... Аномия порождает циничное и безответственное отношение молодежи к закону, к пренебрежению нравственными ценностями» [9. С. 24, 25].

6. Экзистенциальный барьер - всплеск рефлексивных процессов, связанных с возрастным кризисом установления первых основополагающих жизненных ориентиров, мировоззрения и насыщенностью внешними, утилитарными событиями.

В любом случае мы рассматриваем данные проблемы (от бытийных, до космопланетарных) не как досадные препятствия, а как источник развития как для учащихся, так и для преподавателей.