Тема 4.1 Социализация и развитие личности

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997. - С. 137-262.

2. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. - М.-Воронеж, 1999. - С.367-377.

3. Кон И.С. Социологическая психология. - М.- Воронеж, 1999. - С. 270-357.

4. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений. М., 1999. - С. 151-214.

5. Майерс Д. Социальная психология. - С.-П., 1997. - С. 268-309, 354-397, 433-482.

6. Психология: Учебник / Под. ред. А.А. Крылова. - М., 1998. - С. 339-349.

7. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. - М., 1996. - С. 132-168.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - Спб., 1999. - С. 106-222.

9. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Доронина. - Новосибирск, 1999. - С. 33-69.

10. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. - М., 1993. - С. 34-50.

11. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 272-509.

12. Чалдони Р. Психология влияния. - Спб., 1999. - С. 112-215.

 

Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в психологии. Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Индивид - это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода.

Личность - это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.[2, 4, 21, 22, 24]

Главные проблемы общей психологии в связи с изучением личности - это социальные типологии личности, социализации личности, структуры личности. Структура личности рассматривается с точки зрения субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей.

Социальная психология выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность усваивает социальное влияние, как реализует свою социальную сущность, каким образом складываются социально-типические черты личности. А также исследуется макро- и микросреда индивида, проблемы взаимоотношений личности с группой, проблема социализации, влияние общества на личность и проблемы социальных установок.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни, оно обусловлено множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относится социальная среда, а именно принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы.

Социальная среда- это своеобразная интеграция трех сред:

природной среды - общего «фона» общества, который включает в себя: состояние атмосферы, водный компонент, состав поверхности земли, структуру ландшафта, растительный и животный мир, климат, плотность населения;

среды «второй природы» - модификации природной среды, преобразованной людьми: угодья, дороги, зеленые насаждения, домашние животные, культурные растения;

«третьей природы» - искусственного мира созданного человеком, не имеющего аналогов в естественном мире: асфальт, бетон городов, пространство жизни и работы, транспорт, технологические объекты, мебель культурно архитектурная среда.

Генетические факторы - это тот род влияния на поведение, который передается от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в обуславливании развития личности. [1, 3, 17, 21 и др.]

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представлений психологической науки. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социализация осуществляется через целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные учреждения, ВУЗ, трудовые коллективы и т.п.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1)Идентификация – это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющие усваивать разнообразные формы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола.

2)Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (манер, движений, поступков и т.п.).

3)Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.

4)Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведение одних людей на деятельность других, в результате которого, их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.

5)Конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении. [2, 21, 24, 25]

В процессе социализации обычно выделяют три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.

На протяжении всего процесса социализации личность осваивает все новые виды деятельности. При этом происходит два важных процесса:

1. Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2. Определенное центрирование деятельности вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных видов.

Общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Задача экспериментальных исследований в этой связи заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во вторых, что получает личность от этого процесса.

Самосознание – становление в человеке образа его «Я». Это контролируемый процесс, кот. не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных связей. Важно определиться, что входит в качестве «составляющих» «Я образ». Есть несколько различных подходов к структуре самосознания.

Самосознание относится к самым глубоким, характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. Общим для всех трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.

Понятие «социализации» связано также со стадиями развития личности. Поскольку социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности, то основанием для классификации может служить отношение к трудовой деятельности. Г.М. Андреева [2] выделяет три основные стадии:

1. Дотрудовую:

ранняя (0-7)

стадия обучения (7-17)

ВУЗ/техникум — на грани между

2. Трудовую — период зрелости

3. Послетрудовую — пожилой возраст.

Особенности протекания каждого периода и требования общест­ва к проявлениям в соответствие с возрастом складываются из нес­кольких составляющих. Например, протекание юности во многом свя­зано с успешностью протекания предыдущих кризисов, а именно скла­дывающихся взаимоотношений в семье, в школе, со сверстниками. По­ведение с возрастом в большей степени обуславливает активность человека такие характеристики как уровень притязаний, потребности и др.

По мнению Э. Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, их благоприятный или неблагоприятный исход определяет воз­можность последующего развития личности.

Таблица 1

Периодизация психического развития по Э.Эриксону

Стадия развития Нормальная линия Аномальная линия
0 - 1 год - раннее младенчество социальное качество – надежда доверие к людям, к окружающему миру. взаимная любовь, связь ребенок - родитель удовлетворение потребности в общении с родителями недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года - позднее младенчество, 1 детство (ранний возраст) социальное качество – воля самостоятельность уверенность в себе сомнения в себе гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет - возраст игры, второе детство социальное качество- целеустремленность инициативность активность, живое воображение подражание взрослому признаки полоролевого поведения чувство вины пассивность отсутствие инициативы отсутствие признаков полоролевого поведения
5-11 лет среднее детство (школьный период)социальное качество- компетентность стремление к достижению трудолюбие развитие познавательных и коммуникативных навыков чувство собственной неполноценности избегание сложных заданий, ситуаций соревнования слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность эгоидентичность (собственная уникальность) жизненное самоопределение поиск себя формирование мировоззрения половая поляризация в формах поведения диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) путаница ролей смещение временных перспектив смешение форм полоролевого поведения
20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество - любовь интимность стремление к контактам с людьми желание и способность посвятить себя другим людям рождение и воспитание детей изоляция избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество - забота творчество (особенно в труде) продуктивная и творческая работа над собой и другими застой (особенно в труде) эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе ранняя инвалидность

 

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка взрослыми. В первом случае у ребенка развивается чувство доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с при­учением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда, сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ре­бенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зави­симости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспита­ния у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности, как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках иден­тификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опы­та подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей которые подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях.

Данная периодизация охватывает как социальные сферы станов­ления человека так и внутренние, психологические.