ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
ПОРТИКИ-ГАЛЕРЕИ
Произведениями живописи и скульптуры часто украшались распространенные в античной архитектуре длинные галереи-портики, или стои. Одна из продольных сторон представляла собой глухую стену, вторая образовывала открытый фасад с колоннадой, выходящий на улицу или площадь. Эти галереи имели различное назначение и располагались по всему периметру главной площади Афин – Агоры. Самой знаменитой среди них считалась Стоа Пойкиле - любимое место прогулок афинян.
В III веке до н.э. Рим завоевывает древнегреческие города государства Южной Италии и Сицилии. Во II веке до н.э. в его власти оказались Македония, Балканская Греция, Пергамское царство. Самым последним захваченным государством стал Египет. Награбленные в Греции и других странах реликвии и предметы, обретшие статус трофеев, размещались в храмах Рима, где в античный период процесс коллекционирования отличался необыкновенной интенсивностью.
Постепенно к римлянам приходит осознание того, что картины, статуи, вазы, кубки и другие произведения искусства имеют не только сакральную или утилитарную значимость, но и художественную ценность.
После демонстрации, произведения триумфального шествия помещали в храмы и портики ими украшали форумы и различные общественные сооружения. Художественные трофеи оседали во дворцах и виллах, ставились в храмы, приносились в дар Богам. Многочисленными шедеврами мог гордиться храм Согласия и храм Мира.
В I в. н. э. считается правилом хорошего тона размещение у себя на вилле скульптуры, пинакотек. Часто вывешивались портреты правителей, государственных деятелей, знаменитых современников, поэтов, философов. Коллекционеры собирали вазы, кубки, изделия из золота и бронзы, предметы из горного хрусталя. Произведениями украшались парки, дома, гимнасии (архитектурный комплекс для игр и физических упражнений), нимфеоны (помещения для отдыха с фонтанами). Одним из излюбленных мест размещения коллекционных предметов становятся загородные виллы. Богатыми художественными собраниями отметились форумы Августа и Трояна.
Рис. 2.4. Императорские форумы. Реконструкция
1 - Форум Веспасиана.
2 - Форум Нервы.
3 - Форум Августа.
4 - Форум Цезаря.
5 - Форум Траяна
Для размещения произведений искусства часто использовались и портики, некоторые представляли собой отдельно стоящую крытую галерею. Многие из них специально проектировались для демонстрации трофейных художественных произведений. Например, портик Метэлла. В 38 году в Риме появилась первая публичная галерея с портретами великих людей.
Развивается экспозиционная практика – в школах риторов вводится умение описывать картину или статую. Осмотр храмовых собраний проходил в сопровождении служителя, который исполнял при этом функции гида, или экскурсовода. Посетители проводились по устоявшимся маршрутам, а сообщаемая им информация касалась прежде всего связанных с предметом легенд, авторства и прежних владельцев.