ПРОТОМУЗЕЙНЫЕ ФОРМЫ В АРХАИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

ЛЕКЦИЯ 2. ПРОТОМУЗЕЙНЫЙ ЭТАП ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ

 

Протомузейные формы в архаическом обществе.

Протомузейные учреждения в древнегреческой культуре.

Особенности коллекционирования в Древнем Риме.

Известные коллекционеры эпохи Античности.

 

 

 

В традиционных обществах архаического, древнего и средневекового мира собирание, хранение и представление предметов, изымавшихся из среды их утилитарного использования, складывались постепенно. Выделение конкретных предметов из хаотичного множества вещей самого различного рода объектов и объединение их в определенные группы превращало их в коллекции. Коллекции эти принадлежали общинам, правителям, знатным и богатым людям.

В архаическом обществе люди собирали и хранили предметы, не подлежавшие повседневному использованию. По определению археологов, возраст подобных предметов, обнаруженных в ходе многочисленных раскопок во Франции, составляет от 40 – 50 тыс. до 400 – 500 тыс. лет, а тех предметов, которые были найдены на территории Восточной Африки, приблизительно 2 млн. лет.

Рождение протомузейных форм произошло в древние времена и связано с оформлением ритуальных обрядов. Древние магические церемонии способствовали передаче необходимых норм и правил для сохранения целостности родовой общины и племени. Именно в этот момент появляются первые «протомузеи» — пещеры-храмы, заполненные наскальными рисунками и ритуальными предметами, где каждая вещь рассматривается в контексте своего магического назначения. Таким образом, пещеры – храмы олицетворяли собой мифологизированный культ предков и тотемических животных, служили медиальным пространством между миром живых и миром умерших. Ритуально – символическое значение пещер – храмов подтверждается особым способом организации этого сакрального пространства: размещение на высокогорье или недоступных для обыденного человеческого глаза местах, разделение входа – коридора и святилища, декорирование стен рисунками и орнаментами, использование атрибутов ритуала (шкура животного, его кости, копья, заточенные определенным образом камни и т.д.).

Одна из самых знаменитых пещер-храмов находится в городе Альтамира на севере Испании, в провинции Сантандер. Она расположена между побережьем Бискайского залива и северными склонами Кантабрийских гор. Эта пещера, вход в которую также оказался засыпанным, была открыта в 1868 г. А через десять лет испанский археолог Марселино Саутуола обнаружил здесь наскальные рисунки позднего палеолита, изображавшие зубров, быков, кабанов, оленей, лошадей и других животных. Живопись Альтамиры многоцветна: древние художники пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом железа.

Все это относится в первую очередь к главному залу пещеры длиной в 18 м, который расположен непосредственно за входным коридором. На его потолке более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили около 20 бизонов, лошадей и кабанов. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими, ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует, так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м.

 

 

Рис. 2.1. Роспись плафона большого зала в пещереАльтамира (Испания) 15 тыс. лет до н.э.

 

Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана. Почти целое столетие доступ посетителей в пещеру не ограничивали. Но потом заметили, что искусственное освещение и дыхание людей отрицательно влияют на уникальные древние изображения. Поэтому свободное посещение пещеры фактически запретили, и уж во всяком случае записываться в очередь нужно очень задолго. Зато точную копию Альтамиры можно без затруднений осмотреть в Мадридском археологическом музее.

В ритуальной практике языческих народов особую популярность приобрели фетиши. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение древнего человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Иногда это идолы - человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае. Фетишизм тесно переплетается с различными формами верований, в первую очередь с тотемизмом[4] и культом предков.

Археологические данные свидетельствуют о многочисленных фетишах, выполненных в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу.