ВВЕДЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 185

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 180

АССОЦИАЦИЯ ОТКРЫТЫЙ МУЗЕЙ.. 178

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ МУЗЕЕВ.. 177

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ ПО ПАМЯТНИКАМ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫМ МЕСТАМ... 176

ЛЕКЦИЯ 18. МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.. 176

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУЗЕЯ.. 174

ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЯ МУЗЕЯ И ПОСЕТИТЕЛЯ.. 173

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ.. 172

КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ.. 171

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ.. 171

СПЕЦИФИКА МЕТОДОВ И ФОРМ РАБОТЫ ДЕТСКОГО МУЗЕЯ 166

ДЕТСКИЕ МУЗЕИ В РОССИИ 90-Е ГОДЫ... 164

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОБЫТИЯ ИСТОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИИ 195

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ, ГУМАНИТАРНЫХ И МУЗЕЙНЫХ INTERNET-РЕСУРСОВ.. 199

 

 

Музеи представляют собой относительно устойчивый элемент социокультурной жизни общества. Они занимают определенное место среди социокультурных институтов современного общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

Неизменно присутствуя в культуре в течение многих столетий, музей пережил кардинальные исторические изменения и вместе с тем сохранил свою сущность и актуальность. В контексте настоящих и грядущих преобразований в обществе, музей остается наиболее доступным учреждением культуры, способным в силу наличия коллекции, транслирующей культурные ценности, принимать участие в формировании духовной культуры человека и общества.

Музей постоянно обращает внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значимость как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культур.

Сегодня каждый музей, определяя в процессе творческой деятельности свое место в истории региона, страны и музейного сообщества, осознает себя в качестве носителя конкретных страниц отечественной культуры и предлагает посетителю различные способы ориентации в культурном пространстве.

Общественный интерес к культурному наследию прошлого требует осмысления исторического пути, пройденного музейным миром в ходе своего развития, а также изучение процессов, с одной стороны, специализации музеев, а с другой – их интеграции в систему общечеловеческой культуры.

В данном учебном пособии курс «Истории музейного дела. Музеи мира» построен по хронологическому принципу реконструктивно-аналитического обзора развития музейного дела в России и за рубежом, включая предмузейные формы коллекционирования с момента их зарождения и этапы формирования специализированных видов музея: исторического, художественного, экомузея, литературного музея, музея одного художника и др. Кроме того, пособие освещает актуальные проблемы музееведения, касающиеся места и роли новых образовательных и коммуникативных технологий в организации работы современных музеев.

Изучение данной дисциплины позволит ознакомиться с различными коммуникативными моделями в музейной и выставочной сфере, освоить практику экспозиционной деятельности, основанной на грамотном включении музейных предметов в контекст сложных культурно-исторических связей, воспроизводимых музеями в соответствии с современным пониманием культурных традиций.

Таким образом, после ознакомления с курсом «История музейного дела. Музеи мира» учащиеся могут использовать полученные знания для решения следующих задач:

освоение теоретических подходов для исследования и описания музейных процессов и явлений;

использование на практике профессионального музейного языка;

выявление концептуальных моделей музеев различного профиля (детский музей, литературный, художественный и т.д.), их специфической структуры и истории формирования;

исследование основных тенденций истории музейного дела в России и за рубежом.

Изложению подходов к решению поставленных задач посвящено настоящее пособие.