ДВИЖЕНИЕ СЦИЕНТИЗМА И АНТИСЦИЕНТИЗМА

ДВИЖЕНИЕ ТЕХНИЦИСТОВ И АНТИТЕХНИЦИСТОВ

 

Техницизм – это приверженность к такому образу мышления и действия, в соответствии с которым движущей силой исторического процесса объявляется техника (сродни со сциентизмом).

Техницисты (широко распространено в странах Запада) считают технику главным фактором социально-экономических, политических и культурных изменений в мире.

В трудах техницистов анализ и выявление закономерностей общественного развития осуществляется через призму технических достижений, без учёта специфики и производственных отношений. Сама же техника рассматривается как феномен, предопределяющий жизнедеятельность человека и независящий от социально-экономических и политических условий использования технических достижений.

Таким образом, основу техницизма составляет «технологический детерминизм», абсолютизирующий рост техники в развитии общества и приписывающий ей универсальное значение.

Противники техницистов выступают с пессимистическими взглядами на роль техники и перспективы НТП (сродни антисциентистам). Такая тенденция антитехнистов в Западном мире получила название технофобия (греч. техника страх, боязнь).

 

Главные проявления технофобии:

1. отказ от широкого использования в повседневной жизни науки и техники;

2. возврат к примитивным, но «экологически чистым» способам получения материальных благ;

3. призыв к аскетическому образу жизни, духовному совершенствованию (в том числе увлечение мистицизмом);

4. неучастие в политической жизни и т.п.

 

Технофобия используется в идеологии консервативных социальных слоёв, радикальных политиков, либерально-демократической интеллигенции, представителей движения «зелёных».

 

Сциентизм (лат. и англ. – знание, наука) – концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества (близок к техницизму, который считал движущей силой исторического процесса технику).

Различные виды сциентизма: «кибернетический», «генетический», «компьютерный» и т.д. положены в основание концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества, которые во второй половине ХХ в. сменяли друг друга на арене идейной борьбы. Культ сугубо современного научно-технического знания и был «новым изданием» культа разума.

Сциентизм в философии находит выражение в недооценке её своеобразия по сравнению с другими науками, в отрицании философии как особой формы общественного сознания, имеющей свою специфику по сравнению со специально научным знанием.

Видные представители сциентизма: У.Ростоу, Д.Белл, А.Тофлер, Дж. Нэсбит, Е.Масуд (Япония).

Антисциентизм – концепция ограничения возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования. Оценивает науку как силу, враждебную подлинной сущности человека (сродни технофобии – пессимистические взгляды на роль техники и перспективы НТП).

Антисциентизм рассматривает философию как нечто принципиально отличное от науки, носящей чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека.

«Утопиям» сциентизма, было создано великое множество «антиутопий». Видные представители – известные писатели: Г. Уэллс, А. Франк, Э. Синклер, Дж. Лондон, К. Воннегут, Р. Брэдбери, О. Хаксли, Дж. Оруэлл, братья Стругацкие, Е. Замятин.

 

Отрицательные черты:

  • Сциентизм обедняет реальность и механизм многопланового отражения культуры в сознании человека.
  • Сциентизм переоценивает значимость точного знания и недооценивает обществознание и другие области культуры.
  • Сциентизм и атисциентизм исходят из идеи всевластия науки и техники, хотя не приемлют техницисткого оптимизма, заменяя его антитехницистским пессимизмом.