ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вот и подошли мы вместе с Вами к финалу: я – к окончанию популярного изложения сложных на первый взгляд методов экспериментальной психологии, Вы – к окончанию своего исследования и, вместе с тем, к овладению описанными здесь методами. Еще Пифагор говорил о так называемой «магии цифр», цифр, которые несут за собой огромное количество информации. Думаю, Вы обратили уже внимание, что, используя многие методы математической обработки данных, в результате мы получаем часто всего одну фразу, например, «различия достоверны», «сдвиг достоверен», «значимая положительная корреляция» и т.д. Но эта малость дорогого стоит! За каждой цифрой – возможность гордо воскликнуть: «Наши выводы верны, что подтверждается результатами экспериментального исследования!» Однако сделать это можно только в том случае, если Вы четко понимаете задачу, которую ставили перед собой, используя определенный метод математической статистики; если Вы тщательно провели первичную обработку данных. Только в этом случае Ваша работа обретает смысл!
Позволю себе напоследок еще несколько советов.
Во-первых, очень точно и четко формулируйте, что именно Вы хотите определить. Это можно понять, еще раз вернувшись к Вашему экспериментальному плану. Внимательно прочитайте задачи и критерии их выбора по Таблице 11. Однако помните, что всегда необходимо будет провести первичную обработку данных и представить эти данные для читателей и слушателей.
Во-вторых, отнеситесь очень серьезно к тщательности подсчетов. Всегда остается риск механической ошибки, и, чтобы снизить его, необходимо проводить одни и те же расчеты несколько раз, но не менее двух. Используйте для этого хороший калькулятор. Если Вы дружны с компьютером – используйте и его. Программа Microsoft Excel позволяет во много раз облегчить механический труд. Только, если не уверены сами, проконсультируйтесь со знающим человеком, как ввести в таблицы необходимые Вам формулы. Кроме этого, существует специальная компьютерная программа для обработки и анализа больших массивов математических данных Statistica 6.0. Здесь вообще все облегчается. Как использовать специальную программу – отдельный разговор, но задайтесь целью научиться ее использовать, и найдутся рядом с Вами знающие люди или «умные» книги.
Ну и в-третьих, какой бы достоверный результат Вы ни получили, это всего лишь статистическая тенденция, а не психолого-педагогическая закономерность. Не привязывайтесь слишком сильно к Вашим цифрам, ведь это всего лишь средство для понимания более сложной психической и социальной реальности!
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. – Новосибирск, 2003
2. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. / Пер. с англ. под общ. ред. Ю.П.Адлера. - М., 1976
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 2003
4. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностики личности. – Псков, 1994
5. Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. – Л., 1985
6. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. - СПб, 1994
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - М., 2003
8. Прикладная социальная психология. / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М., 1998
9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб, 1996
10. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л., 1972
11. Урбах В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях. – М., 1975
12. Холлендер М., Вулф Д.А. Непараметрические методы статистики. / Пер. с англ. под ред. Ю.П. Адлера и Ю.Н. Тюрина. – М., 1983
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта наблюдения сформированности учебной позиции[22]
Дата ……………………………….
Максим | Оксана | Егор | Оля | Наташа | Вадим | ||
Оля | Саша | Даша | Влад | Гриша | Таня | ||
Никита | Даша | Семен | Ира | Валя | Лариса | ||
Ира | Сережа | Юля | Ваня | Руслан | Маша | ||
Данил | Даша | Кирилл | Паша |
1. Активность: Υ- показывает готовность к ответу, Ỹ - отвечает на вопрос в ходе фронтального опроса, - работает у доски, ? - задает вопрос на понимание, ! - доказывает свою позицию (верную) 2. Самостоятельность: @ - работает самостоятельно при выполнении самостоятельной работы â - обращается за помощью, спрашивает у других, ¤ - отвлекается, Ó - готовится к уроку без напоминания | 3. Внимательность: v - внимательно работает со всем классом весь урок, e - внимательность проявляет редко 4. Ответы на вопросы: [] - правильность ответа, [-] - ошибка при ответе, [!] - логичность ответа, [\] - не понимает вопроса, [^]- полный ответ, [_] - не полный ответ 5. Реакция на замечания во время урока: Ø - не реагирует, Õ - после замечания успокаивается, Ç - нет замечаний, постоянно включен в работу |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта психолого-педагогического наблюдения[23]
(практика «пробные уроки»)
Ф.И. студента ……….……………..……...…..….…….…… группа …………… дата ………...……
0 – не наблюдается, не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – выражено в полной мере
Создание внешних условий, благоприятствующих обучению: - кабинет приведен в порядок - учебные пособия расположены упорядоченно и удобно - оборудование кабинета соответствует задачам урока | |
Создание исходных педагогических условий: - привлекается внимание учащихся перед объяснением материала - учебные пособия способствуют быстрому включению слушателей в работу - эффективность работы группы стимулируется передачей уч-ся ф-ций преподавателя | |
Адаптация обучения к учащимся - обучение соответствует особенностям контингента - обучение строится как взаимодействие (обмен инициативами) преподавателей и уч-ся - распределение времени на разные виды работы с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей уч-ся | |
Владение учебным предметом: - информация и демонстрация точны и своевременны - комментарий и ответы на вопросы уч-ся точны и интересны - содержание излагается в логической последовательности - предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для уч-ся разных уровней успеваемости) | |
Использование в обучении учебных материалов: - материалы соответствуют особенностям уч-ся и целям обучения - учебные материалы не отвлекают внимания учащихся - средства наглядности используются для: подтверждения истин, создания проблем,иллюстрации идеи, избежания противоречий | |
Организация учебной работы в логической последовательности: - занятия начинаются с настройки на восприятие (учет каналов восприятия учащихся) - устанавливается необходимая связь с пройденным материалом - учебные результаты достигаются и закрепляются на занятии -занятие заканчивается подведением уроков (объединением и обобщением результатов) | |
Объяснения, связанные с содержанием урока: - объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов - демонстрационный материал и примеры иллюстрируют содержание - выделяются ключевые моменты содержания - в материале занятия выделены наиболее трудные места | |
Использование письменных объяснений: - записи для учащихся аккуратные, разборчивые - прочтение записей правильное - графические изображения четкие |
Техника и культура устной речи: - дикция способствует пониманию речи преподавателя - произношение правильное - интонированность - речь: устная, письменная (заученная), чтение “по бумажке” - слова-паразиты…………………………………………………… | |
Разъяснения при непонимании материала слушателями: - выявление непонятных уч-ся слов, обозначений или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями - пояснения с помощью аналогий или примеров - предоставление дополнительной информации - логическое выведение неявной полезной, необходимой информации из (анализа, сопоставления) уже имеющихся сведений | |
Оценка продвижения слушателя на занятии: - контролируются отдельные (слабые или сильные) уч-ся - требуются ответы от многих уч-ся - уч-ся побуждаются оценивать свою собственную работу - уч-ся побуждаются оценивать работу друг друга | |
Сообщение уч-ся о результатах их работы: - студент указывает уч-ся на неправильное выполнение задания - студент отмечает правильное выполнение работы уч-ся - студент анализирует результаты работы совместно с уч-ся - студент, сообщив результаты, обсуждает с уч-ся предложения по улучшению работы на уроке | |
Помощь уч-ся в выполнении учебных заданий: - студент выполняет задание вместе с уч-ся - подсказывает уч-ся, в каком направлении им действовать - помогает уч-ся, давая только оценку их поискам (поощряя или не одобряя их) - побуждает уч-ся действовать совместно, помогая друг другу | |
Использование предложений и вопросов уч-ся по содержанию урока: - студент требует от уч-ся пояснения вопросов и примеров - отмечаются слабые места, несовершенство примеров и предложений слушателей - вопросы и предложения слушателей принимаются с благодарностью - идеи слушателей разрабатываются и используются на уроке | |
Поддержание продуктивной атмосферы на уроке: - энтузиазм преподавателя передается посредством взгляда и мимики - посредством интонации - энергичной позой - жестами | |
Интерес стимулируется: - с помощью вопросов - формулируются важность темы урока в контексте учебного курса или будущей работы - используются интересные и необычные аспекты темы, юмор - урок опирается на использование жизненного опыта уч-ся | |
Доброта и дружелюбие демонстрируются: - посредством улыбок, юмора - приятный тон голоса, доброжелательное внимание - имена уч-ся используются в теплой, дружелюбной манере - преподаватель демонстрирует доброту и дружелюбие при встрече с уч-ся | |
Помощь уч-ся в выработке положительной самооценки: - речь студента свободна от насмешек и сарказма - студент ведет себя с уч-ся учтиво, вежливо, уважительно - конкретные уч-ся поощряются за хорошую работу - студент поддерживает, одобряет уч-ся, сталкивающихся с трудностями в работе | |
Поддержание приемлемого поведения в аудитории: - воздействие на уч-ся путем изменения интонации и передвижений преподавателя по кабинету - поощрение участия уч-ся в работе - варьирование форм учебной активности - активное включение слушателей в работу за счет интересных заданий, необычного содержания | |
Руководство уч-ся, не включившимися в учебную работу: - специальные способы организации учебной работы, рассчитанные на пассивных уч-ся - словесные средства воздействия - несловесные средства воздействия - приемы активизации внимания |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТАБЛИЦЫ КРИТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ
Таблица 1
Значения критерия t для отбраковки выпадающих вариант
при разных уровнях значимости (р)
Если t³tst, то принимается решение о выбраковке выпадающего признака.
n/р | 0,05 | 0,01 | 0,001 | n/р | 0,05 | 0,01 | 0,001 |
3,04 | 5,04 | 9,43 | 2,145 | 2,932 | 3.979 | ||
2,78 | 4,36 | 7,41 | 2,105 | 2,852 | 3,819 | ||
2,62 | 3,96 | 6,37 | 2,079 | 2,802 | 3,719 | ||
2,51 | 3,71 | 5,73 | 0,061 | 2,768 | 3,652 | ||
2,43 | 3,54 | 5,31 | 2,048 | 2,742 | 3,602 | ||
2,37 | 3,41 | 5,01 | 2,038 | 2,722 | 3.565 | ||
2,33 | 3,31 | 4,79 | 2,030 | 2,707 | 3,532 | ||
2,29 | 3,23 | 4,62 | 2,018 | 2,683 | 3,492 | ||
2,26 | 3,17 | 4,48 | 2,009 | 2,677 | 3,462 | ||
2,24 | 3,12 | 4,37 | 2,003 | 2,655 | 3,423 | ||
2,22 | 3,08 | 4,28 | 1,998 | 2,646 | 3,409 | ||
2,20 | 3,04 | 4,20 | 1,994 | 2,639 | 3,291 | ||
2,18 | 3,01 | 4,13 | ¥ | 1,960 | 2,576 | ||
2,17 | 2,98 | 4,07 |
Таблица 2