T – критерий Вилкоксона

При отсутствии контрольной группы

Оценка сдвига значений исследуемого признака

 

В психолого-педагогических исследованиях часто бывает важно доказать, что в результате действия каких-либо факторов произошли достоверные изменения («сдвиги») в измеряемых показателях. Такими факторами могут являться время, разнообразие условий и др.

Мы рассмотрим два варианта задачи:

а) при отсутствии контрольной группы,

б) при наличии контрольной группы.

Подбор конкретного метода решения поставленной задачи будет зависеть от объема выборки.

 

 

а) Оценка сдвига значений исследуемого признака

Данный критерий позволяет установить направленность и выраженность изменений при сопоставлении показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов. Но данное ограничение можно обойти, сформулировав гипотезы, включающие отсутствие изменений, например: «Сдвиг в сторону увеличения значений превышает сдвиг в сторону уменьшения значений и тенденцию сохранения их на прежнем уровне».

Гипотезы:

Н0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Н1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Давайте договоримся считать типичным сдвигом сдвиг в более часто встречающемся направлении, а нетипичным, или редким, - сдвиг в более редко встречающемся направлении.