Наблюдение

 

Метод наблюдения достаточно сложен, чтобы его можно было использовать без предварительной подготовки. Казалось бы, чего проще: бери и смотри, как дети ведут себя в школе на уроках и переменах, тем более что Вы буквально с первого курса на практике именно этим и занимались. Однако общенаучный метод наблюдения от простого смотрения или даже «глазения» отличается рядом характеристик. Научное наблюдение отличается преднамеренностью, целенаправленностью, систематичностью. Есть два варианта проведения наблюдения: 1) испытуемые знают о том, что их поведение кто-то изучает; 2) испытуемые не знают о том, что их поведение фиксируется. В любом случае, если, придя в группу, Вы ведете себя адекватно, естественно, то люди скоро привыкают к присутствию постороннего и ведут себя естественным образом, без «игры на публику» (вспомните, маленькие дети ведут себя по-разному, в присутствии родителей и без них, вот это и есть «игра на родителей»).

Приступая к наблюдению (помните: научному!), необходимо определиться с рядом важных вещей:

1) определить предмет наблюдения. Предметом наблюдения всегда является поведение. Здесь возникает субъективная трудность разделить факты (феномены) поведения и свое суждение о поведении, вернее, о его причинах. Например, «дети устали» - это суждение (мысль, почти фантазия), а «2/3 детей класса болтают ногами» - это феномен, который можно пронаблюдать. Данный факт (феномен) может быть объяснен и по-другому, например, «дети возбуждены», или даже «дети научены расслабляться, болтая ногами». Другой пример, «учитель не обращает внимания на Сашу К.» - это суждение, а «учитель в течение урока ни разу не посмотрел на Сашу К. и ничего лично ему не сказал» - это феномен.

Наблюдать можно только то, что доступно органам чувств. Это могут быть:

- речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.),

- выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др. (например, улыбка, выражение страха на лице),

- движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движений и пр.)

- физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия и т.д.).

Главная трудность здесь - отнести конкретное поведенческое проявление к какой-то категории. Например, «ребенок отвечает на вопрос в ходе фронтального опроса», «работает у доски», «задает вопрос на понимание», «доказывает свою позицию» - все это поведенческие проявления активности в учебной позиции.

2) выбрать способ наблюдения и регистрации данных. По-разному будет осуществляться наблюдение, если Вы являетесь включенным наблюдателей, либо внешним наблюдателем. От этого зависит и способ регистрации данных. На наш взгляд, удобнее все же использовать формализованное наблюдение, когда Вы четко определяете, какие конкретные параметры поведения Вас интересуют, выделяете поведенческие акты, по которым можно судить о наличии того или иного явления, заготавливаете карту наблюдения, в которой в режиме реального времени удобно будет регистрировать наблюдаемые поведенческие акты. Важно продумать и кодировку. Наблюдаемые явления можно кодировать в двоичной шкале: «есть – нет». Тогда каждый поведенческий акт нужно обозначить каким-либо знаком, выучить эти знаки и проставлять их в карте наблюдения, если это явление проявилось. В Приложении 1 приведен пример такой карты наблюдений с условными знаками, взятый (с согласия автора) из ВКР Шлыковой Анны, 2004 год, НПК № 3.

Наблюдаемые явления можно кодировать в трех-, четырех- и т.д. бальной шкале. Например:

0 - не выражено; не наблюдается,

1 - слабо выражено; редко наблюдается,

2 - сильно выражено, проявляется постоянно.

В Приложении 2 приведен пример карты наблюдений с трехбальной кодировкой.

3) построить план наблюдения (ситуации - объект - время).Продумайте, в какой ситуации изучаемое Вами явление может проявиться вероятнее всего. Причем, таких ситуаций должно быть несколько, чтобы исключить случайные, единичные случаи. Если это урок - то он должен быть не один, лучше и несколько дней. Если это общение со взрослыми, то с разными взрослыми и не один раз.

4) выбрать метод обработки результатов. Всю собранную Вами информацию необходимо свести в матрицу «сырых» результатов. Как это сделать - смотрите раздел «Систематизация результатов исследования» данного руководства. Метод обработки результатов будет зависеть от поставленной Вами цели (смотрите подробнее в части «Вторичная обработка данных»).

5) провести обработку и интерпретацию полученной информации. Это самая творческая часть работы. Чтобы интерпретировать результаты и сделать выводы, не поленитесь еще раз посмотреть цель, задачи, гипотезу Вашей работы и выводы, сделанные на основе изучения литературы. Ваши цифры могут либо подтверждать теоретические выводы (полностью или частично), либо опровергать их!

Ну и последнее напоминание, касающееся использования метода наблюдения. Здесь очень велик риск субъективизма и при регистрации (наблюдении) феноменов, и при интерпретации полученных результатов. Снизить этот риск можно, введя несколько наблюдателей, которые станут своеобразной экспертной группой. Принимайте в расчет только те наблюдаемые поведенческие акты, которые зафиксированы у большинства экспертов. Вот и все сложности!