Планы для одной независимой переменной

 
 
Здесь две группы: экспериментальная и контрольная. Такой план используется только тогда, когда


ЭГ R Х О1
КГ R - О2

использована процедура рандомизации. Тогда не требуется предварительной диагностики групп. Считается, что рандомизация позволяет уравновесить индивидуальные различия между детьми, попавшими в экспериментальную и контрольную группы. Исследование проводят в три этапа: на первом с помощью метода рандомизации составляют экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы, на втором – проводят экспериментальное воздействие на ЭГ, на третьем - проводят психодиагностику. В результате, используя методы математической статистики, сравниваются показатели О1 и О2 . Должна получиться ситуация, когда О1 ¹ О2. Это означает, что именно Ваши воздействия привели к изменению психологических характеристик ребенка (детей).

Если Вы не используете рандомизацию, то необходимо доказать еще, что ваши экспериментальная и контрольная группы не различаются по измеряемым Вами параметрам. Тогда план имеет вид:

На первом этапе проводится первичная психодиагностика, на втором – экспериментальное воз-
ЭГ

О1 Х О2
КГ О3 - О4

Действие на детей экспериментальной группы, на третьем – повторная психодиагностика с использованием тех же самых психодиагностических методик, которые Вы использовали на первом этапе. При обработке полученных результатов Вы будете сравнивать попарно и стремиться получить следующие результаты: О1 = О3 (доказываете, что группы по результатам психодиагностики изначально равны), О1 ¹ О2 (в экспериментальной группе изменились результаты благодаря Вашим воздействиям), О3 » О4 (в контрольной группе результаты остались прежними или изменились только из-за естественного хода развития), О2 ¹ О4 (изменение результатов в экспериментальной группе привело к различию между группами).

У этого плана есть один нюанс. Т.к. здесь не применяется рандомизация, изначально экспериментальная и контрольная группы могут быть не равными (О1¹О4). Тогда при обработке результатов сопоставляют не абсолютные показатели итоговой диагностики групп О2 и О4, а относительные, т.е. разности

2 – О1) ¹ (О4 – О2).

Он мало информативен, т.к. невозможно сказать,
Иногда студенты используют такой план:

ЭГ О1 Х О2

При таком исследовании Вы не получите никакой
отчего произошло изменение результатов – от Вашего ли воздействия, либо это естественное развитие детей данного возраста.

И уж тем более недопустимо использовать план вида

ЭГ Х О1

информации относительной результативности Ваших воздействий. Хотя, наверно, для студента-троечника это может быть соблазнительным: пришел – воздействовал – диагностировал! Вопрос: что с этим (результатами психодиагностики) делать дальше и какие выводы делать?!