ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проверки экспериментальной гипотезы составляется экспериментальный план. Их возможно не бесконечное количество, до Вас планы уже составили и описали в методологии научного исследования. Вам необходимо только внимательно с ними ознакомиться и выбрать тот, который в большей степени Вам подходит[2]. Введу необходимые обозначения. Часто при составлении выборки (т.е. группы, на которой проводится исследование; результаты, полученные на данной выборке, должны отражать всю потенциальную группу испытуемых) используется процедура рандомизации. За этим красивым словом стоит всего лишь стратегия случайного отбора или распределения испытуемых в группы. Например, приходя в школу, вы можете столкнуться с трудностью: какой класс из тех, на которые Вам разрешили выйти с исследованием, считать экспериментальной, какой - контрольной группой. Не случится ли так, что класс, в котором Вы проводите свое воспитательное / обучающее / развивающее воздействие изначально отличается от другого, который Вы предназначили в контрольную группу? Чтобы такого не произошло, обычно случайным образом («методом тыка») часть детей из этих двух классов отбирают в экспериментальную группу (ЭГ), остальные дети, также из двух классов, попадают в контрольную группу (КГ). Желательно, чтобы в экспериментальной и контрольной группах было поровну детей определенного возраста, пола, успеваемости, т.е. максимально похожих друг на друга.

Итак, обозначим знаком R процедуру рандомизации, О – диагностика (их будет несколько, тогда появится порядковый номер), Х – экспериментальное воздействие, ЭГ – экспериментальная группа, в которой проводится специальное экспериментальное воздействие, КГ – контрольная группа, которая вводится, чтобы проверить, действительно ли Ваши воздействия привели к фиксируемым Вами изменениям, либо это всего лишь «ошибка измерения» или естественное развитие детей. Приведу несколько планов, используя данные сокращения.