ЦЕЛИ, ОБЪЕКТЫ, ПРЕДМЕТЫ И ГИПОТЕЗЫ

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Восприятие и понимание человека человеком.

2. Индивидуальные проявления человека в общении.

3. Эмоции в общении.

4. Конфликты в общении и способы их преодоления.

5. Соотношение вербального и невербального в общении.

6. Психологическая характеристика индивидуальной деятельности.

7. Понятие единства сознания и деятельности.

Рекомендуемая литература

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1994.

Аникеева Н. ТТ. Воспитание игрой. — М.,1986.

Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. — Л., 1965.

Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983.

Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим. — М., 1982.

Добрович А. Общение: наука и искусство. — М., 1980.

Климов Е. И. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -

М., 1983.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

Немов Р. С. Общая психология. — М., 1995.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М., 1989. -

Раздел 2. Экспериментальная психология

 

 

Перед Вами – тема исследования. Если быть очень внимательными, то уже только по формулировке хорошо сделанной темы можно определить цель исследования, объект и предмет исследования, т.е. то, что должно быть Вами прописано во введении. Давайте разберемся с понятиями.

Цель исследования – желаемый конечный результат, он может быть теоретическим или практически-прикладным. Перечислю основные виды целей психолого-педагогического исследования[1]:

s Определение характеристик явления. Такая цель ставится тогда, когда Вы обнаруживаете в результате изучения литературы неполноту описания характеристик психологического явления либо противоречивость их описания разными авторами. Например, в психолого-педагогической литературе часто используется понятие «стиль семейного воспитания», однако под ним могут подразумеваться достаточно разнообразные явления: отношения родителей к ребенку, согласованность отношения к ребенку матери и отца, эмоциональное принятие-отвержение ребенка, контроль за действиями ребенка, установки – убеждения родителей о том, как воспитывать ребенка и т.д.

s Выявление взаимосвязи явлений. Эта цель чаще всего ставится в психолого-педагогическом исследовании, которое по форме представляет собой формирующий эксперимент. Тогда необходимо доказать, что Ваши педагогические действия (и именно они) привели к изменению в уровне какой-либо психологической характеристики. Например, Ваши действия (методика) улучшили адаптацию ребенка к школе, снизили агрессию и тревожность, привели к овладению ребенком новыми мыслительными операциями и т.д. Эта же цель ставится в исследовании констатирующего характера. Из курса психологии у Вас сложилось представление, что в психике «все со всем связано», но иногда требуется доказать, что связаны именно эти, указанные Вами явления, например, тревожность и социальный статус ребенка младшего школьного возраста.

s Изучение возрастной динамики явления. Это непростое исследование – изучение процессов роста, развития, созревания, хотя, несомненно, теоретически значимое. Полноценно данная цель может быть достигнута только при лонгитюдном исследовании (т.е. исследовании, проводимом в течение длительного времени на одних и тех же испытуемых). Однако чаще в силу нехватки времени студенты заменяют лонгитюдное исследование сравнительным (т.е. проводится диагностика детей разного возраста, а затем сравниваются результаты разных возрастных групп), что также является правильным. Вот здесь-то и пригодятся методы математической статистики, чтобы доказать свою правоту (как это сделать – смотрите далее).

s Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает поиск и обоснование критериев классификации. Тогда практическая часть исследования содержит в себе доказательство того, что если данное явление можно отнести к одной группе, то оно же не может быть отнесено к другой. Например, по стилю интеллектуальной деятельности всех детей можно разделить на группы: «художники» (решают задачи, опираясь на наглядные изображения, схемы), «мыслители» (решают задачи в уме, не поглядывая на вспомогательные пособия), «практики» (те, которые могут решить задачу, только если манипулируют какими-либо вспомогательными предметами – палочками, значками, кружочками) и «не имеющие определенного стиля интеллектуальной деятельности». Математически здесь необходимо доказать различие между группами.

s Создание и апробация методики. Эта цель – специфически педагогическая, если учесть, что педагогика ориентирована на поиск оптимальных методов обучения и воспитания. Вот здесь-то и пригодится математическое обоснование эффективности именно Ваших педагогических воздействий – разработанной методики преподавания или воспитания. Другими словами, Вы разрабатываете урок или систему уроков, проводите их на практике и сравниваете результаты усвоения темы в классе, котором проводились такие занятия (экспериментальная группа), и там, где они не проводились (контрольная группа).

Возможны и другие цели. Главное, определение цели всегда начинается со слов: обосновать, провести, сформировать, выяснить, определить, обобщить, сопоставить, систематизировать, классифицировать и т.д.

Объект исследования – это то, что исследуется вами в работе; та область действительности, в рамках которой вы обнаружили неполноту описания и возможность внести свою лепту в науку (здесь только доля иронии, ведь курсовая работа и ВКР – это действительно научное исследование). Предмет исследования – это часть исследуемого вами объекта (сторона, свойство, аспект, функция) либо внешний фактор, воздействующий на объект. Обратите внимание, в методологии науки долгое время существовал подход, что объектом исследования могут являться люди определенного возраста или группы людей. На сегодняшний день такой подход считается устаревшим, ведь заявив определенный объект, вы будете его описывать в первой главе работы. Можете ли Вы описать все возможные слои функционирования человека: биологический, психологический, морфологический, социальный, духовный?..

Давайте вернемся к формулировке темы и немного поиграем. Тема – это предложение, которое необходимо разбить на смысловые части. Например:

 

Влияние отметки на формирование учебной деятельности младшего школьника.

 


Психолого-педагогические условия половой социализации подростков.

 

Психологические основания современного урока.

Возможны и более сложные формулировки. Например:

Конфликты в подростковом возрасте и способы их предупреждения.

 

 

Итак, Вы определились с целью, объектом и предметом исследования. Далее Вы определяете гипотезу, т.е. предположение, требующее доказательства. По сути своей, гипотезы могут быть только трех видов:

1) о существовании явления или о его уровне (продуктивность учебной деятельности младшего школьника может быть разного уровня, в XX в в художественных произведениях образ Петербурга выполняет новые функции, в отличие от произведений XIX в),

2) о существовании связи между переменными (тревожность педагога и продуктивность учебной деятельности ребенка – связанные переменные),

3) о выявлении причинно-следственной связи между явлениями (тревожность педагога влияет на продуктивность учебной деятельности младшего школьника).

Первый вид гипотезы доказывается просто – достаточно провести измерение какого-либо признака (уровень агрессии у детей детского дома; наличие мотивации на школьную деятельность у детей, посещавших школу развития). Здесь Вам может помочь простая психодиагностика, наблюдение, анкетирование (про наблюдение и анкетирование смотрите соответствующие разделы руководства). Вторая и третья гипотезы требуют более сложного исследования – эксперимента (либо констатирующего – это тоже психодиагностика, но нескольких показателей; либо формирующего, где Вам придется продумать еще и педагогическое воздействие). Методы математической статистики здесь используются более изощренные. Вот про экспериментальные исследования мы поговорим подробнее.

Гипотез здесь выдвигается не одна, а три: теоретическая (она обычно формулируется в достаточно общем виде и доказываете Вы ее на основе изучения литературы), экспериментальная – конкретизирующая теоретическую гипотезу в терминах независимой и зависимой переменных (не пугайтесь, об этом – чуть позже), и статистическая (они просто будут прописаны при описании каждого метода математической обработки данных).

Переменные – это параметры реальности (явления), которые могут изменяться и которые мы диагностируем. Независимая переменная изменяется экспериментатором, т.е. Вами (например, это характеристики заданий, цвет изображения, особенности ситуации эксперимента, управляемые состояния испытуемого – усталость, тревога и т.д.). Зависимая переменная изменяется под влиянием изменений независимой переменной, т.е. она зависит от нее. В Вашем исследовании может быть одна либо несколько независимых переменных и одна зависимая, которая может быть представлена разными параметрами. Например, продуктивность учебной деятельности (переменная) может определяться решением задачи, временем решения задачи, выбором оптимального варианта решения задачи, использованием разных вариантов решения задачи и т.д. (параметры). Тогда экспериментальная гипотеза может иметь вид «Если А, то В» (где А – независимая переменная, В – зависимая переменная), либо «Если А1, А2, А3,.., то В» (где А1, А2, А3 – независимые переменные, В – зависимая переменная). Различия здесь в следующем: несколько независимых переменных могут не просто оказывать влияние на зависимую, но и влиять друг на друга, усиливая или ослабляя свое влияние на зависимую переменную. Тогда в эксперименте необходимо будет учесть это взаимодействие независимых переменных. Давайте посмотрим на примерах варианты гипотез.

«Если А, то В»: «При повышении уровня тревожности (независимая переменная – НП) возрастает число ошибок при решении интеллектуальных задач (зависимая переменная – ЗП)»; «Увеличение размера группы (НП) приводит сначала к увеличению, а при большой группе – к уменьшению эффективности совместного решения проблемы (ЗП)».

«Если А1, А2, А3,.., то В»: «Тревожность (НП1) и агрессивность (НП2) педагога оказывают влияние на продуктивность учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста (ЗП)»; «Сформированность учебной позиции (НП1) и субъектной позиции (НП2) приводит к повышению адаптированности ребенка к школе (ЗП)».

Итак, Вы определились с целью, объектом, предметом и видом гипотезы. Что делать дальше? Составлять план!