Единая система и правила эксплуатации

5. Единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия.

6. Единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей правоотношений. Технический регламент имеет обязательную силу на всей территории государства для всех физических и юридических лиц независимо от характера и вида правоотношений, возникающих между ними. Технические регламенты применяются в основном в договорных отношениях.

7. Недопустимость ограничения конкуренции между объектами, претендующими на аккредитацию сертификации или испытательных лабораторий и осуществляющими эту деятельность.

8. Недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации.

9. Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Суть Закона о техническом регулировании сводится к следующему:

- в условиях рынка обязательными, т.е. подлежат обязательному нормированию и государственному контролю, являются исключительно требования к безопасности;

- параметры качества или потребительские свойства регулируются экономическими и правовыми отношениями между субъектами рынка;

- государство регулирует эти отношения не прямым нормированием, а только обеспечивая законность такого рода отношений;

- требования к качеству продукции контролируется в специальных нормативно-правовых документах – технических регламентах;

- общие технические регламенты регулируют технические аспекты экономики в целом, а специальные технические регламенты регулируют отдельные виды деятельности.

Основные цели технического регулирования:

- снижение административного и экономического давления на предприятия;

- расширение возможностей предприятий за счет удаления избыточных требований и дублирования процедур;

- устранение технических барьеров в торговле;

- эффективная защита рынка от опасной и некачественной продукции.

Правовые основы технического регулирования, стандартизации,

сертификации

В связи с изменением формы собственности большинства предприятий, сформировались свободные рынки товаров и услуг, заработали процессы рыночного регулирования в производственной сфере, процессы обновления старой продукции и создания новой, возникла необходимость участия предприятий в международном разделении труда (совместные предприятия).

Поскольку система обязательных технических требований применяется на всех этапах жизненного цикла продукции, включая доступ на рынок и обращение продукции на рынке, она стала предметом регулирования международного права, в том числе многосторонних торговых отношений в рамках Всемирной торговой организации:

- Соглашения по техническим барьерам в торговле,

- Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер,

- Кодекса добросовестной практики.

Основная задача соглашений – создание механизмов, позволяющих избежать препятствий в торговле, которые могут быть заложены в технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия.

В связи с тем, что Соглашение предписывает использовать международные стандарты, руководства или рекомендации в качестве основы для разработки технических регламентов. Способствует устранению технических барьеров в торговле

Основные положения государственной системы технического

регулирования и стандартизации

Государственная система стандартизации (ГСС) представляет собой систему правил и положений, определяющих порядок проведения работ по стандартизации во всех отраслях национальной экономики и на всех уровнях управления, и базируется на комплексе межгосударственных и государственных уставов, устанавливающих основные правила и положения проведения работ по стандартизации.

На ГСС возложены следующие функции:

- разработка государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, а также требования в сферах безопасности труда, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;

- рассмотрение и утверждение государственных стандартов, а также других нормативных документов (инструкций, методических указаний и др.);

- обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие метрологической службы;

- издание государственных стандартов;

- организация работы по международному сотрудничеству в области стандартизации.

Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации утверждает национальные стандарты, принимает программу разработки национальных стандартов, организовывает экспертизу проектов национальных стандартов, осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам, создаёт комитеты по стандартизации и координирует их деятельность, организовывает публикацию национальных стандартов и их распространение, утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам, участвует в разработке международных стандартов.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждает национальный орган по стандартизации.

Содержание и применение технических регламентов

Технический регламент – это исчерпывающий перечень требований, которые государство предъявляет к тому или иному виду деятельности.

Технический регламент содержит исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в отношении которых устанавливаются эти требования.

Технические регламенты применяются в целях:

- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц. Государственного и муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В других целях применение технических регламентов не допускается.

Технический регламент включает обязательные требования к объектам технического регулирования, обеспечивающие:

- все виды безопасности – излучений, биологическую, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, радиационную, работы приборов и оборудования;

- требования, включающие единство измерений;

- правила идентификации объекта регулирования;

- правила и формы оценки соответствия;

- предельные сроки оценки соответствия каждого объекта регулирования;

- требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Не включаются в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации не могут иметь обязательного характера.

Технические регламенты делятся на общие и специальные.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Требования специального технического регламента учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, причем только тех, которые не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые ветеринарно - санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции. привозимой из отдельных стран, в том числе ограничение ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающих биологическую безопасность.

Субъекты технического регулирования условно можно разделить на несколько групп:

- бизнес, для которого важны правила государственного контроля и игры на рынке;

- потребители, которым важно защитить свои права и интересы;

- государственные органы, определяющие стратегию и тактику экономического развития страны и использующие технические нормы в качестве рычагов влияния на внутри- и внешнеэкономические процессы;

- контролирующие органы, у которых не может быть собственных интересов. Они должны обеспечивать безопасность, защиту прав потребителей и всего населения в части прав на здоровую экологию и защиты от техногенных катастроф.

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического

регламента

В качестве разработчика проекта технического регламента может выступать любое физическое или юридическое лицо:

Перед началом работы над проектов технического регламента необходимо определить цель; перечень основных и обязательных требований к объекту; международные стандарты, на которые распространяется технический регламент.

Разработка технического регламента предусматривает:

- сбор заявок на разработку технического регламента (для проведения тендера);

- организационную работу по техническому регулированию и метрологии (распределение проектов, определения сроков разработки и экспертизы и др.);

- разработку первой редакции проекта с учетом соответствия законодательству Украины, международным правилам и нормам. Национальным стандартам зарубежных стран;

- опубликование уведомления о разработке технического регламента в печатном издании;

- получение отзывов на проект;

- анализ полученных отзывов;

- доработка проекта в соответствии с письменными замечаниями;

- проведение публичного обсуждения проекта ТР;

- принятие проекта в первом чтении в Государственном комитете Украины по техническим ресурсам и метрологии;

- составление перечни замечаний в письменной форме;

- проведение экспертизы проекта ТР экспертной комиссией по техническому регулированию, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, коммерческих организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей;

- принятие проекта во втором чтении.

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется в том же порядке.

Техническое регулирование, стандартизация и сертификация

туристских услуг

Стандартизация и сертификация туристских услуг в соответствии с законами «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и принятыми в их исполнение постановлениями правительства осуществлялись нормативными документами уполномоченных органов исполнительной власти Госстандарта или Держспожывстандарта. После вступлении в силу закона «О техническом регулировании» некоторые нормативные акты, в частности о стандартизации и сертификации, утратили силу. Этот Закон кардинально изменил правовую природу стандартизации, установил новый порядок нормирования требований к продукции, процессам, работам и услугам, разделив их на две группы объектов:

- объекты. На которые устанавливаются обязательные для применения и использования требования;

- объекты, требования к которым применяются и исполняются на добровольной основе.

При этом принята новая система документов:

- технические регламенты – для установления обязательных требований, которые в настоящий момент ещё не разработаны;

- национальные стандарты;

- стандарты организаций – для установления требований, применяемых в добровольном порядке.

Согласно закону «О техническом регулировании» в отношении продукции, процессов, работ и услуг, к которым не установлены требования в технических регламентах, подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Туристические услуги в соответствии с Законом относятся к тем объектам технического регулирования, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтвержденные только в добровольном порядке.

В Законе сформулированы принципы осуществления стандартизации. Указанный в качестве первого принцип добровольного применения стандартов по сути определяет их юридический статус как документов, не имеющих обязательного характера. Следовательно, разработка проекта национального стандарта – дело добровольное. Но придание национальным стандартам статуса необязательных документов не исключает их из круга вопросов, регулируемых государством в лице соответствующих органов, т.е. стандартизация как вид деятельности сохраняет государственный характер. Законом установлены только две категории стандартов – национальные стандарты и стандарты организаций. Первые являются по существу рекомендациями в масштабе государства, вторые – локальными нормативными правовыми актами, обязательными для применения всеми работниками организации, их утверждающих. При этом в Законе отсутствует такая категория, как стандарт отрасли.

Согласно этому Закону, к документам в области стандартизации относятся также применяемые в установленном порядке классификаторы технико-эко-номической и социальной информации. Классификаторы представляют собой нормативные документы, распределяющие информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и обязательные для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, применения, введения в действие, ведения и применения классификаторов устанавливается Правительством.

В настоящее время Комитетом Верховной Рады по экономической политике, предпринимательству и туризму совместно с комитетами по физкультуре, спорту и туризму, Комитетом по делам молодежи и спорта проводятся расширенные заседания, на которых обсуждаются вопросы законодательного обеспечения туризма, способы и методы государственного регулирования в сфере туризма (техническое регулирование, лицензирование, налогообложение, статистика, целевые программы и др.).

Контрольные вопросы

1. С какой целью осуществляется техническое регулирование?

2. Какие требования устанавливает технический регламент?

3. Перечислите основные понятия, применяемые в техническом регулировании.

4. В чем состоят основные принципы технического регулирования?

5. В чем суть Закона «О техническом регулировании»?

6. Каковы основные цели технического регулирования?

7. Каковы правовые основы технического регулирования?

8. Какие отношения регулирует Закон «О техническом регулировании»?

9. Какие положения рассматриваются в Соглашении по техническим барьерам в торговле?

10. Что собой представляет Государственная система стандартизации?

11. Какие основные функции возложены на Государственную систему стандартизации?

12. Какие функции возложены на национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации?

13. Что представляет собой технический регламент?

14. Какие положения должен содержать технический регламент

15. В каких целях применяют технический регламент?

16. Какой порядок разработки технического регламента?

17. Назовите основные этапы разработки технического регламента.

18. В соответствии с какими законодательными актвми осуществляются стандартизация и сертификация туристических услуг?

19. Какие документы приняты в качестве нормативной базы технического регулирования, стандартизации и сертификации?