Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства

Авиационная безопасность, так же как и безопасность полетов, определяет уровень безопасности воздушных перевозок и является жизненно важной для функционирования транспортной системы государства.

Система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность гражданской авиации) представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

Основной задачей системы авиационной безопасности является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта (авиакомпании) в соответствии с государственными нормами, правилами и процедурами, применяемыми в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации.

 

Совершенствование системы отечественной авиационной безопасности и приведение её к мировым требованиям (нормам, правилам и процедурам) осуществляется на основе единой государственной политики в области защиты деятельности гражданской авиации.

В связи с активизацией международного терроризма, использованием им современных достижений науки и техники, а также изменяющимся характером угрозы гражданской авиации вопросы авиационной безопасности стали приоритетными в деятельности как международных организаций гражданской авиации, так и ведущих авиационных стран мира. По мнению ведущих авиационных стран мира и организаций гражданской авиации, правительства всех государств должны рассматривать отечественную авиационную безопасность как дело национальной безопасности и обеспечивать достаточное финансирование для ее улучшения.

Например, Соединенные Штаты Америки считаются страной с высоким уровнем обеспечения авиационной безопасности, некоторые требования которой превышают требования международной организации гражданской авиации. Однако, после катастрофы пассажирского самолета американской авиакомпании «TWA» (над Атлантикой близ Нью-Йорка 17.07.96), созданная по распоряжению президента США Клинтона комиссия Белого дома под председательством вице-президента США Гора, рассмотрев существующее состояние авиационной безопасности. Она сочла необходимым её дальнейшее совершенствование адекватно возрастающей угрозе терроризма и разработала целый комплекс дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности США, обязательных как для аэропортов и авиакомпаний США, так и для иностранных авиакомпаний, осуществляющих полеты в США. Конгресс США выделил на эти цели свыше 1 млрд. долларов.

Территориальное и географическое положение, а также аэронавигационное обеспечение международных полетов гражданской авиации, ставит Россию в число неоспоримых и стратегических членов мирового авиационного сообщества. Россия не может устраниться от формирования и обеспечения мировой системы авиационной безопасности.

Авиационная безопасность гражданской авиации России осуществляется на основе следующих основных принципов:

· создания системы мер авиационной безопасности, обеспечивающих защиту отечественной гражданской авиации и адекватно реагирующей на ухудшение состояния авиационной безопасности как в России, так и в мире;

· соответствия нормативной правовой базы функционирования системы авиационной безопасности решаемым задачам в зависимости от их сложности. Приведения в соответствие с Воздушным кодексом РФ действующих нормативных правовых и организационно-распорядительных документов ГА и других министерств и ведомств РФ по вопросам обеспечения АБ;

· создания и внедрения современных технических средств обеспечения авиационной безопасности, а также использования их зарубежных аналогов;

· внедрения в отечественную систему авиационной безопасности Стандартов и Рекомендуемой практики международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области авиационной безопасности;

· государственной сертификации правил авиационной безопасности в отечественной гражданской авиации;

· экспертизы строящихся и реконструируемых проектов международных секторов (терминалов) в аэропортах России в соответствии с требованиями ИКАО;

· обеспечения интеграции отечественной авиационной безопасности в мировую систему авиационной безопасности.

ГЛАВА 3.