Пенсионная реформа
Содержание и следствие налоговой реформы
Налоговая реформа. За рассматриваемый период Россия добилась значительных успе-хов в области построения эффективной налоговой системы:
- произошла отмена оборотных налогов и налога с продаж;
- проведено реформирование налогообложения доходов населения (установ-
ление плоской шкалы НДФЛ и регрессивной шкалы ЕСН);
- проведено реформирование налога на прибыль, направленное на ликвидацию
льгот при одновременном увеличении норм амортизации и снижении ставок
налога;
- введено усиленное налогообложение природной ренты: введен налог на добы-
чу полезных ископаемых и привязку нефтегазовых доходов федерального
бюджета к мировым ценам на сырье.
(См. таблица 10.2)
5. Реформа ЖКХ в 2003 – 2007 годах
Начало 21-го века ознаменовалось серьезным кризисом жилищно-коммунального сектора. Тарифы в 1998-2001 годах были заморожены в угоду создания социального буфера после кризиса 1998 года. Надо иметь в виду, что к концу 2002 года в стране было приватизировано более 60% государственного жилищного фонда. Обозначим три основных направления реформы жилищно-коммунального комплекса:
- реформа оплаты жилья и коммунальных услуг и системы социальной
поддержки населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
- реформа системы управления многоквартирными жилыми домами;
- реформа в сфере управления и развития коммунальной инфраструктуры.
Реформа оплаты жилья и коммунальных услуг. Задача реформы ликвидировать дотационные сектора оплаты: это не желание 100% оплаты из зарплаты или иного дохо-да, а оплата из 3 источников:
- своих доходов;
- бюджетных средств, предоставленных в форме жилищных субсидий;
- бюджетных средств, взамен льгот.
А вот предприятию, получающему эту оплату – все эти детали неизвестны.
Вопрос 100% оплаты занял 10 лет и завершился в 2005 году, когда был утвержден федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг
(см. таблица 10.3)
1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс РФ и предоставил возможности более глубокого реформирования, поскольку вообще не предусматривает льготирова-ния, а говорит о предоставлении компенсаций на оплату ЖКУ.На конец 2007 года напрактике реализуются три модели реформирования льгот:
- первая модель – «простая монетизация» - т.е. компенсация предоставляемая гражда-
нам равна льготе, которую они имели. Недостаток – колоссальные
издержки по ее администрированию, она с социальной точки – беспер-
спективна;
- вторая модель – предоставление жителям денежного эквивалента с размера регио-
нального стандарта. Более социально справедлива, хотя предусматри-
- 67 -
вает и изменение размера предоставляемых льгот;
- третья модель – предоставление всем гражданам, относящимся к определенной
льготной категории, денежных выплат одинакового размера. Плюсы –
проста, социально более справедлива, минусы - «проигравшие» (те у
кого положение получше – городские территории) чувствуют себя
хуже.
Реформа системы управления многоквартирными домами. Задача реформы в этом направлении заключается не только в демонополизации предложения на обслуживание многоквартирных домов, но в первую очередь - демонополизацию заказа на их обслужи-вание. Сегодня у собственников помещений в многоквартирных домах есть несколько вариантов реализации своих обязанностей:
1) выбрать управляющую компанию;
2) создать товарищество собственников жилья;
3) не выбирать и не создавать, а управлять самостоятельно;
4) не принимать никакого решения (это сделают органы местного самоуправления).
Реформа в сфере управления и развития коммунальной инфраструктуры. Активное вхождение бизнеса в сферу управления инфраструктурой датируется 2003 годом. На первом этапе этого процесса (2003-2004 годы):
- появление 5-6 компаний, которые позиционировались как общенациональные
операторы на рынке коммунальных услуг (Российские коммунальные системы
/Чубайс, Комплексные энергетические системы (КЭС)/Вексельберг, Новый город
/Потанин, Коммунальные инвестиции/Дерипаска, Росводоканал/Фридман);
- активная экспансия этих компаний в различных регионах России с целью полу-
чения в управление коммунальных систем электро-, тепло-, водоснабжения;
- заключение достаточно большого количества краткосрочных договоров аренды
коммунальных систем, без инвестиционных обязательств;
- безусловно доминирующая роль ОАО «Российские коммунальные системы».
Особые проблемы возникают до сих пор с инвестиционной деятельностью в этой сфере, незаконченностью реформы в целом, высокая политизация процесса.
Реформа 2002 года – важнейшее событие рассматриваемого периода в пенсионной сфе-ре. С 1 января 2002 года в России начало действовать новое законодательство в областипенсионного обеспечения. Это законодательство закрепило создание в России многоуров-невой пенсионной системы:
- первый уровень – образован универсальными базовыми частями трудовой пенсии,
дифференциорованными лишь по степени утраты трудоспособности и возрасту
(пороговое значение – 80 лет), а также пенсиями в рамках государственного пенси-
онного обеспечения;
- второй уровень – охватывает пенсии, размер которых зависит от страхового вкла-
да человека, и включает страховые части трудовой пенсии, финансируемые на
распределительных принципах (модификация так называемых «условно-накопи-
тельных счетов»), и накопительные части трудовой пенсии. Кроме того, предпола-
галось, что для определенных категорий занятых этот уровень будет дополнен обя-
зательными профессиональными накопительными пенсиями, назначаемыми взамен
прежде существовавших льготных пенсий;
- третий уровень – представлен добровольными профессиональными пенсионными
системами и дополнительными частным (индивидуальным) пенсионным обеспече-
нием.
- 68 -
Основные участники пенсионной системы представлены населением (работники – за-страхованные и пенсионеры), работодателями и индивидуальными предпринимателями
(страховщики), Пенсионным фондом России (ПФР – страховщик в рамках обязательного пенсионного страхования), негосударственными пенсионными фондами (НПФ – страхов-щики с 2004 г.) и государством.
Законодательство закрепило разделение уровней пенсионной системы по источникам финансирования. Новое пенсионное обеспечение позволило:
- повысить жизненный уровень пенсионеров пострадавших в 90-е годы;
- приток длинных денег в экономику;
- легализация трудовых доходов;
- формирование накопительной и страховой частей обеспечивало прозрачность;
- достижение большей независимости от бюджетных решений за счет индиви-
дуального накопления.
(См.: таблицк 10.4)