Пенсионная реформа

Содержание и следствие налоговой реформы

Налоговая реформа. За рассматриваемый период Россия добилась значительных успе-хов в области построения эффективной налоговой системы:

- произошла отмена оборотных налогов и налога с продаж;

- проведено реформирование налогообложения доходов населения (установ-

ление плоской шкалы НДФЛ и регрессивной шкалы ЕСН);

- проведено реформирование налога на прибыль, направленное на ликвидацию

льгот при одновременном увеличении норм амортизации и снижении ставок

налога;

- введено усиленное налогообложение природной ренты: введен налог на добы-

чу полезных ископаемых и привязку нефтегазовых доходов федерального

бюджета к мировым ценам на сырье.

(См. таблица 10.2)

 

5. Реформа ЖКХ в 2003 – 2007 годах

Начало 21-го века ознаменовалось серьезным кризисом жилищно-коммунального сектора. Тарифы в 1998-2001 годах были заморожены в угоду создания социального буфера после кризиса 1998 года. Надо иметь в виду, что к концу 2002 года в стране было приватизировано более 60% государственного жилищного фонда. Обозначим три основных направления реформы жилищно-коммунального комплекса:

- реформа оплаты жилья и коммунальных услуг и системы социальной

поддержки населения в оплате жилья и коммунальных услуг;

- реформа системы управления многоквартирными жилыми домами;

- реформа в сфере управления и развития коммунальной инфраструктуры.

Реформа оплаты жилья и коммунальных услуг. Задача реформы ликвидировать дотационные сектора оплаты: это не желание 100% оплаты из зарплаты или иного дохо-да, а оплата из 3 источников:

- своих доходов;

- бюджетных средств, предоставленных в форме жилищных субсидий;

- бюджетных средств, взамен льгот.

А вот предприятию, получающему эту оплату – все эти детали неизвестны.

Вопрос 100% оплаты занял 10 лет и завершился в 2005 году, когда был утвержден федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг

(см. таблица 10.3)

1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс РФ и предоставил возможности более глубокого реформирования, поскольку вообще не предусматривает льготирова-ния, а говорит о предоставлении компенсаций на оплату ЖКУ.На конец 2007 года напрактике реализуются три модели реформирования льгот:

- первая модель – «простая монетизация» - т.е. компенсация предоставляемая гражда-

нам равна льготе, которую они имели. Недостаток – колоссальные

издержки по ее администрированию, она с социальной точки – беспер-

спективна;

- вторая модель – предоставление жителям денежного эквивалента с размера регио-

нального стандарта. Более социально справедлива, хотя предусматри-

- 67 -

вает и изменение размера предоставляемых льгот;

- третья модель – предоставление всем гражданам, относящимся к определенной

льготной категории, денежных выплат одинакового размера. Плюсы –

проста, социально более справедлива, минусы - «проигравшие» (те у

кого положение получше – городские территории) чувствуют себя

хуже.

Реформа системы управления многоквартирными домами. Задача реформы в этом направлении заключается не только в демонополизации предложения на обслуживание многоквартирных домов, но в первую очередь - демонополизацию заказа на их обслужи-вание. Сегодня у собственников помещений в многоквартирных домах есть несколько вариантов реализации своих обязанностей:

1) выбрать управляющую компанию;

2) создать товарищество собственников жилья;

3) не выбирать и не создавать, а управлять самостоятельно;

4) не принимать никакого решения (это сделают органы местного самоуправления).

Реформа в сфере управления и развития коммунальной инфраструктуры. Активное вхождение бизнеса в сферу управления инфраструктурой датируется 2003 годом. На первом этапе этого процесса (2003-2004 годы):

- появление 5-6 компаний, которые позиционировались как общенациональные

операторы на рынке коммунальных услуг (Российские коммунальные системы

/Чубайс, Комплексные энергетические системы (КЭС)/Вексельберг, Новый город

/Потанин, Коммунальные инвестиции/Дерипаска, Росводоканал/Фридман);

- активная экспансия этих компаний в различных регионах России с целью полу-

чения в управление коммунальных систем электро-, тепло-, водоснабжения;

- заключение достаточно большого количества краткосрочных договоров аренды

коммунальных систем, без инвестиционных обязательств;

- безусловно доминирующая роль ОАО «Российские коммунальные системы».

Особые проблемы возникают до сих пор с инвестиционной деятельностью в этой сфере, незаконченностью реформы в целом, высокая политизация процесса.

 

Реформа 2002 года – важнейшее событие рассматриваемого периода в пенсионной сфе-ре. С 1 января 2002 года в России начало действовать новое законодательство в областипенсионного обеспечения. Это законодательство закрепило создание в России многоуров-невой пенсионной системы:

- первый уровень – образован универсальными базовыми частями трудовой пенсии,

дифференциорованными лишь по степени утраты трудоспособности и возрасту

(пороговое значение – 80 лет), а также пенсиями в рамках государственного пенси-

онного обеспечения;

- второй уровень – охватывает пенсии, размер которых зависит от страхового вкла-

да человека, и включает страховые части трудовой пенсии, финансируемые на

распределительных принципах (модификация так называемых «условно-накопи-

тельных счетов»), и накопительные части трудовой пенсии. Кроме того, предпола-

галось, что для определенных категорий занятых этот уровень будет дополнен обя-

зательными профессиональными накопительными пенсиями, назначаемыми взамен

прежде существовавших льготных пенсий;

- третий уровень – представлен добровольными профессиональными пенсионными

системами и дополнительными частным (индивидуальным) пенсионным обеспече-

нием.

 

- 68 -

Основные участники пенсионной системы представлены населением (работники – за-страхованные и пенсионеры), работодателями и индивидуальными предпринимателями

(страховщики), Пенсионным фондом России (ПФР – страховщик в рамках обязательного пенсионного страхования), негосударственными пенсионными фондами (НПФ – страхов-щики с 2004 г.) и государством.

Законодательство закрепило разделение уровней пенсионной системы по источникам финансирования. Новое пенсионное обеспечение позволило:

- повысить жизненный уровень пенсионеров пострадавших в 90-е годы;

- приток длинных денег в экономику;

- легализация трудовых доходов;

- формирование накопительной и страховой частей обеспечивало прозрачность;

- достижение большей независимости от бюджетных решений за счет индиви-

дуального накопления.

(См.: таблицк 10.4)