Разрешение конфликтов в истории

 

Изучение сюжетосложения может оказать большую помощь в анализе конфликтов и их разрешения в процессе исторического развития цивилизации. Особенно интересно расширение репертуара выхода из конфликта. Обычным силовым приемам, которые превращают конфликт в борьбу на уничтожение оппонента, противопоставляется богатая и расширяющаяся сюжетная гамма более продуктивных выходов. К ним относятся:

1. Перевод конфликта в менее острую оппозицию. Этнографы уже давно отметили, что мифологические оппозиции разрешаются в направлении смягчающей замены одного магического действия другим (наиболее полно этот аспект исследовал Леви-Стросс). Библейская история с жертвоприношением Авраама тому пример. Демонстрация верности Богу через убийство сына модифицируется в достаточность готовности покоряться Богу и замещение на жертвенном алтаре человека ягненком.

2. Сужение всеобщего конфликта до частного. Здесь наиболее популярен мотив единоборства, когда ущерб от столкновения снижается за счет уменьшения количества тяжущихся. В средневековом эпосе (например в Роландовом цикле) столкновение двух равновеликих и чаще всего связанных узами дружбы и родства ратоборцев приводит к героическому поединку, где проявилась храбрость, исчерпаны все силы и мир является достойным завершением противостояния армий.

3. Замена испытания силы испытанием духа. Наиболее часто такой поворот сюжета наблюдается в историях о хитроумной загадке и не менее хитроумном ответе (сказки о мудрой деве, “Повесть о Петре и Февронии Муромских” и проч.)

4. Поиск более авторитетной и справедливой инстанции для разрешения спора. Яркий пример - рассказы о мудрых судьях (библейские суды Соломона, губернаторский суд Санчо Пансы в “Дон-Кихоте”, истории о Насреддине и Бирбале). Здесь интеллектуальная сила сочетается с поведенческой мудростью и институциональной справедливостью.

5. Вскрытие многозначности конфликтной ситуации и перевод ее в конфликт интерпретаций. Это, пожалуй, наиболее глубокий подход к конфликту, ибо выделяется семиотическая структура столкновения установок даже в одном и том же высказывании, разрушается жесткость и догматичность изречения, выявляется его глубина и многослойность.

Классическим примером туманной многозначительности стали изречения дельфийского оракула. По легенде, молодой Диоген Синопский вместе с отцом слушал совет пиории: “Переоцени ценности”. Отец, который занимался чеканкой, возможно, воспринял сказанное как намек на уменьшение веса денег, за что и пострадал как фальшивомонетчик. Сын же постарался проникнуть в переносной смысл речей оракула и стал философом.

Но впоследствии двойственность текста стала распространенным методом управления конфликтом. Характерен рассказ о иезуитах, которые подчинили влиянию одного богатого латиноамериканца. Тот оставил свое наследство им, повелев: “Отдайте моему сыну столько, сколько захотите”. Сын получил меньше десятой доли наследства, девять десятых отошло к иезуитам. Огорченный наследник пожаловался вице-королю, который приказал иезуитам и сыну поменяться частями, причем сослался на завещание отца, истолковав его так: “Дайте моему сыну столько, сколько захотите взять себе”.

Сюжет - форма организации текста как повествования о конфликте. Чтобы преодолеть хаотичность поступающей информации, надо ее разделить на знаковую и фоновую. Это и осуществляется через сюжет, создающий динамичную и структурированную картину событий: за счет противопоставления привычного и необычного, героя и персонажа, нормы и ее нарушения. Система оппозиций, выстраивающихся в цепь развивающегося и разрешающегося конфликта, позволяет устанавливать опорные установки мировосприятия и миропонимания людей различных исторических эпох и тем самым реконструировать психическую жизнь ушедших поколений. А это и есть одна из важнейших задач исторической психологии.