Внутренняя свобода

Важным проявлением самоактуализации является внутренняя сво­бода личности. В отношениях с людьми это проявляется в доброте, откры­тости, искренности и стремлении поддержать достоинство другого чело­века. Меньше всего таким людям свойственна склонность подчинить, при­давить ближнего, превратить его в инструмент для достижения своих целей. Манипуляция людьми противоположна самоактуализации.

Выше уже приводилось немало примеров искренности и открытости Бетанкура. Чтобы завершить эту тему, можно добавить сказанные о нем слова скептического Вигеля: “Старик показался мне живым, веселым, но не менее того почтенным... В жилах старика пылал жар раскаленного неба, под которым он родился, и, как все вспыльчивые люди, имел он доброе сердце и веселый нрав. Ума было у него пропасть, и разговор его был за­нимательным...” (В,V, 10–14).

Бетанкур был сердечным человеком, способным к глубоким личным привязанностям. Критические замечания в его адрес скорее намекают на его мягкость, уступчивость или наивность, но никак не на наклонность об­манывать, интриговать или предавать. Пушкин говорил, что гений все­гда простодушен. Действительно, счастливому и деятельному человеку трудно поверить в коварство и непорядочность, ибо они не обладают для него субъективной достоверностью. Поэтому известны случаи, когда Бе­танкура обманывали. И карьера его оборвалась из-за заговора двух подчинен­ных ему генералов, направивших царю жалобу на своего начальника. Но ведь до сих пор никто не создал достоверного теста на проверку амо­ральности.

Однако следует сказать, что в случаях созидательной деятель­ности Бетан­кур ошибался редко. Например, все шесть принятых им в ин­ститут профес­соров оказались крупными учеными или талантливыми ин­женерами (Ба­зен, Потье, Фабр, Дестрем, Клапейрон, Ламе). Бетанкур обеспечил карь­еру безусловно талантливого архитектора Монферрана. Поддержку Бетанкура в 1821 году получил молодой Карл Брюллов – как художник, приглашенный расписывать Исаакиевский собор. В 1816 году Бетанкур возглавил созданный им Комитет строений и гидравлических работ, при­званный определять градостроительную стратегию Петербурга. Трудно представить себе, что в состав комитета мог войти кто-либо против воли Бетанкура. И здесь мы видим созвездие замечательных архи­текторов и инженеров: Росси, Стасов, Базен, Готман и других.

Из­вестно, что Бе­танкур принял участие в отборе первых студентов Инсти­тута путей сооб­щения: “следя неутомимо за ходом приемных экзаменов, генерал Бетанкур старался лично ознакомиться с способностями и степенью познаний каждого кандидата, чему доказательством служат собственные заметки, сделанные им на экзаменационных списках”[53]. Поэтому не при­ходится удивляться, что от­ставка Бетанкура не повлекла за собой падения уровня института: преподавательские и студенческие традиции уже пус­тили глубокие корни в приготовленную Бетанкуром почву. Выдающийся русский инженер Павел Петрович Мельников смог получить высшее образование благодаря помощи и прямой поддержке Бетанкура. В октябре 1822 года он присутствовал на выпуске окончивших Военно-строительное училище (среднее учебное заведение) и, как пишет А.И. Дельвиг, «обратил внимание на находившегося между ними небольшого роста красивого юношу Мельникова…заметив, что он хорошо говорит по-французски, сказал, что ему должно еще продолжать учение, и сообразно степени познаний, приобретенных Мельниковым в Военно-строительном училище, прикомандировал его для продолжения курса учения в Институт инженеров путей сообщения»[54].

Самоактуализация предполагает наличие внутренней свободы и ду­ховного богатства личности. Мы почти не имеем сведений о скрытой от внеш­них наблюдателей душевной жизни Бетанкура. И все-таки кое-что можно восстановить. Известно, что Бетанкур в молодости вел дневник, несколько отрывков из которого дошло до нас. В них отразился широкий круг про­блем, которые привлекали Бетанкура: “Его интересует ... и старый, полу­разрушенный акведук, который подавал воду из реки Тахо в Толедо, и во­просы археологии и архитектуры” (Б, 17). Ярким примером высокой чув­ствительности к красоте природы служит приведенный выше отрывок из письма Бетанкура о величии Кавказа, напомнившего путешественнику его родную Андалусию. Способность глубоко и искренне переживать про­ис­ходящее позволяет человеку утверждать автономию своего внутреннего мира, ценность духовной жизни как таковой, бескорыстие мысли и чув­ства. Особенное значение здесь приобретает та сфера психической дея­тельно­сти, которая не подвластна грубому или насильственному регулиро­ванию, – творчество.

Бетанкур ценил процесс творчества, а потому значительно меньше беспокоился о получении практических выгод от результата. Примером почти королевского благородства Бетанкура является его отказ от получе­ния денежной премии за участие в конкурсе рисовальщиков Академии изящных искусств. Ему было всего двадцать два года.

“Состоялось голосование по присуждению премий за рисунки фи­гур. Всех голосов было пятнадцать, один из них получил Бонифацио Ба­керо, два – Хосе Ровиро, шесть – Эвсебио Хуес и шесть – дон Августин де Бе­танкур, которому и была присуждена премия за лучший результат. Од­нако последний, посещающий занятия по своей личной склонности и любви к искусствам, удовлетворился честью со стороны Академии, пре­доставив премию в размере 100 реалов Эвсебио Хуесу” (Б, 16).

Приведя этот отрывок протокола, А.Н.Боголюбов объяснил поведе­ние Бетанкура тем, что тот, видимо, и так был достаточно обеспечен. Но Бетанкур никогда не был богат, да и денег, как говорится, слишком много не бывает. Конечно, если бы Бетанкур был сильно стесненным в средст­вах, он мог бы и не отказаться от премии. Но и при наличии денег причину отказа от премии разумнее искать в способности человека думать о другом – о том, кому вознаграждение реалами важнее. А бескорыстная заинтере­сованность в творчестве, соединенная с заботой об окружающих, – это признак большой духовной зрелости, опирающейся на ясное представле­ние о себе как личности, на успешно сформулированную Я-концепцию. Только трезво и уважительно относясь к себе, человек может проявлять щедрость и заботливость. Он открыт для других.