Внутренняя свобода
Важным проявлением самоактуализации является внутренняя свобода личности. В отношениях с людьми это проявляется в доброте, открытости, искренности и стремлении поддержать достоинство другого человека. Меньше всего таким людям свойственна склонность подчинить, придавить ближнего, превратить его в инструмент для достижения своих целей. Манипуляция людьми противоположна самоактуализации.
Выше уже приводилось немало примеров искренности и открытости Бетанкура. Чтобы завершить эту тему, можно добавить сказанные о нем слова скептического Вигеля: “Старик показался мне живым, веселым, но не менее того почтенным... В жилах старика пылал жар раскаленного неба, под которым он родился, и, как все вспыльчивые люди, имел он доброе сердце и веселый нрав. Ума было у него пропасть, и разговор его был занимательным...” (В,V, 10–14).
Бетанкур был сердечным человеком, способным к глубоким личным привязанностям. Критические замечания в его адрес скорее намекают на его мягкость, уступчивость или наивность, но никак не на наклонность обманывать, интриговать или предавать. Пушкин говорил, что гений всегда простодушен. Действительно, счастливому и деятельному человеку трудно поверить в коварство и непорядочность, ибо они не обладают для него субъективной достоверностью. Поэтому известны случаи, когда Бетанкура обманывали. И карьера его оборвалась из-за заговора двух подчиненных ему генералов, направивших царю жалобу на своего начальника. Но ведь до сих пор никто не создал достоверного теста на проверку аморальности.
Однако следует сказать, что в случаях созидательной деятельности Бетанкур ошибался редко. Например, все шесть принятых им в институт профессоров оказались крупными учеными или талантливыми инженерами (Базен, Потье, Фабр, Дестрем, Клапейрон, Ламе). Бетанкур обеспечил карьеру безусловно талантливого архитектора Монферрана. Поддержку Бетанкура в 1821 году получил молодой Карл Брюллов – как художник, приглашенный расписывать Исаакиевский собор. В 1816 году Бетанкур возглавил созданный им Комитет строений и гидравлических работ, призванный определять градостроительную стратегию Петербурга. Трудно представить себе, что в состав комитета мог войти кто-либо против воли Бетанкура. И здесь мы видим созвездие замечательных архитекторов и инженеров: Росси, Стасов, Базен, Готман и других.
Известно, что Бетанкур принял участие в отборе первых студентов Института путей сообщения: “следя неутомимо за ходом приемных экзаменов, генерал Бетанкур старался лично ознакомиться с способностями и степенью познаний каждого кандидата, чему доказательством служат собственные заметки, сделанные им на экзаменационных списках”[53]. Поэтому не приходится удивляться, что отставка Бетанкура не повлекла за собой падения уровня института: преподавательские и студенческие традиции уже пустили глубокие корни в приготовленную Бетанкуром почву. Выдающийся русский инженер Павел Петрович Мельников смог получить высшее образование благодаря помощи и прямой поддержке Бетанкура. В октябре 1822 года он присутствовал на выпуске окончивших Военно-строительное училище (среднее учебное заведение) и, как пишет А.И. Дельвиг, «обратил внимание на находившегося между ними небольшого роста красивого юношу Мельникова…заметив, что он хорошо говорит по-французски, сказал, что ему должно еще продолжать учение, и сообразно степени познаний, приобретенных Мельниковым в Военно-строительном училище, прикомандировал его для продолжения курса учения в Институт инженеров путей сообщения»[54].
Самоактуализация предполагает наличие внутренней свободы и духовного богатства личности. Мы почти не имеем сведений о скрытой от внешних наблюдателей душевной жизни Бетанкура. И все-таки кое-что можно восстановить. Известно, что Бетанкур в молодости вел дневник, несколько отрывков из которого дошло до нас. В них отразился широкий круг проблем, которые привлекали Бетанкура: “Его интересует ... и старый, полуразрушенный акведук, который подавал воду из реки Тахо в Толедо, и вопросы археологии и архитектуры” (Б, 17). Ярким примером высокой чувствительности к красоте природы служит приведенный выше отрывок из письма Бетанкура о величии Кавказа, напомнившего путешественнику его родную Андалусию. Способность глубоко и искренне переживать происходящее позволяет человеку утверждать автономию своего внутреннего мира, ценность духовной жизни как таковой, бескорыстие мысли и чувства. Особенное значение здесь приобретает та сфера психической деятельности, которая не подвластна грубому или насильственному регулированию, – творчество.
Бетанкур ценил процесс творчества, а потому значительно меньше беспокоился о получении практических выгод от результата. Примером почти королевского благородства Бетанкура является его отказ от получения денежной премии за участие в конкурсе рисовальщиков Академии изящных искусств. Ему было всего двадцать два года.
“Состоялось голосование по присуждению премий за рисунки фигур. Всех голосов было пятнадцать, один из них получил Бонифацио Бакеро, два – Хосе Ровиро, шесть – Эвсебио Хуес и шесть – дон Августин де Бетанкур, которому и была присуждена премия за лучший результат. Однако последний, посещающий занятия по своей личной склонности и любви к искусствам, удовлетворился честью со стороны Академии, предоставив премию в размере 100 реалов Эвсебио Хуесу” (Б, 16).
Приведя этот отрывок протокола, А.Н.Боголюбов объяснил поведение Бетанкура тем, что тот, видимо, и так был достаточно обеспечен. Но Бетанкур никогда не был богат, да и денег, как говорится, слишком много не бывает. Конечно, если бы Бетанкур был сильно стесненным в средствах, он мог бы и не отказаться от премии. Но и при наличии денег причину отказа от премии разумнее искать в способности человека думать о другом – о том, кому вознаграждение реалами важнее. А бескорыстная заинтересованность в творчестве, соединенная с заботой об окружающих, – это признак большой духовной зрелости, опирающейся на ясное представление о себе как личности, на успешно сформулированную Я-концепцию. Только трезво и уважительно относясь к себе, человек может проявлять щедрость и заботливость. Он открыт для других.