Задачи и полномочия органов дознания
Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции. Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Так, основными задачами и направлениями деятельности милиции являются –
v обеспечение личной безопасности граждан;
v предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений;
v раскрытие преступлений;
v охрана общественного порядка.
Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.
Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, и их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и различными специальными законами: «О милиции», Таможенным кодексом и другими. В рамках отдельных ведомств дознание регламентируется соответствующими внутриведомственными нормативными актами.
С процессуальной точки зрения общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принадлежности является:
v выполнение одних и тех же задач при производстве дознания;
v осуществление дознания по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом;
v проведение дознания под надзором прокурора;
v возможность использования в целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своих людских и материальных резервов.
Многие из числа органов дознания помимо дознания и административной деятельности вправе осуществлять и оперативно-розыскную деятельность. Однако УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на тех лиц, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» определяются задачи оперативно-розыскной деятельности:
v выявление,
предупреждение,
пресечение,
раскрытие
преступлений;
v выявление и установление лиц, –
подготавливающих,
совершающих,
совершивших
преступление;
v розыск лиц,
скрывающихся от органа дознания,
следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших;
v добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу –
государственной,
военной,
экономической,
экологической
безопасности РФ.
Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются:
v быстрое и полное раскрытие преступлений;
v изобличение виновных;
v обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Органы дознания также осуществляют –
- прием,
- проверку,
- разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.
В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.
В случае обнаружения признаков преступлений, перечисленных в ч.3 ст.150 УПК ПФ орган дознания должен провести дознание в 20-дневный срок. По окончании расследования составляется обвинительный акт, который вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело прокурор передает для производства предварительного следствия.
Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.
По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.
Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст. 41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.
При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания.
Основным органом дознания является милиция. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
В криминальную милицию входят оперативные службы, главными задачами которых являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этими задачами сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передают следователю либо возбуждают уголовное дело, с согласия прокурора, проводят неотложные следственные действия, а затем дело направляют по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.
К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым уполномоченным). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.
В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.
Сами не осуществляют дознание –
- командиры воинских частей и подразделений,
- начальники воинских учреждений,
- начальники исправительных учреждений,
- начальники следственных изоляторов.
Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.
В таком же порядке организуют дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.
Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура.
Контрольные вопросы по теме:
1. Определите понятие «предварительное расследование» и комплекс задач, который оно решает.
2. Какими принципами должны руководствоваться правоохранительные органы при проведении предварительного расследования?
3. Что такое предварительное следствие и кем оно осуществляется?
4. Охарактеризуйте правовой статус следователя.
5. Назовите органы дознания и их основные полномочия.
6. Определите понятие «оперативно-розыскная деятельность». Какие органы ее осуществляют?
7. Какие виды дознания существуют?
8. В чем сходство и различие основных видов предварительного расследования?
9. Какова компетенция криминальной милиции как органа дознания?
10. Какие полномочия в сфере дознания имеет милиция общественной безопасности?
ТЕМА 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации
§2.10.1. Министерство внутренних дел:
современный государственный статус, структура и функции
Министерство внутренних дел (МВД) – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ.
МВД РФ подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ и законодательными актами РФ, а также Правительству РФ.
МВД РФ возглавляет централизованную систему, структуру которой формируют по двум направлениям:
v органы внутренних дел;
v внутренние войска МВД РФ.
Органы внутренних дел централизованно объединяют:
v министерства внутренних дел республик;
v главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам[12];
v главные управления внутренних дел краев, областей, других субъектов РФ;
v отделы внутренних дел районов, городов;
v управления (линейные – управления, отделы и отделения) и отделы внутренних дел на транспорте (железнодорожном, воздушном, водном);
v управления и отделы на особо важных и режимных объектах;
v территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности;
v учебные заведения МВД РФ.
Внутренние войска МВД РФ централизованно объединяют:
v военные округа Внутренних войск (ВВ);
v соединения ВВ;
v воинские части ВВ;
v военно-учебные заведения ВВ и ряд других учреждений.
В систему МВД РФ входят также окружные управления материально-технического и военного снабжения; образовательные учреждения; научно-исследовательские институты; другие подразделения, предприятия, учреждения, организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
Возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел РФ, действующее в соответствии с законами и Положением о МВД РФ, которое утверждено указом Президента РФ.
Основными задачами,стоящими перед Министерством являются:
v руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;
v совершенствование нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности;
v обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защищенности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск;
v развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.
В соответствии с этими задачами МВД РФ имеет следующие функции:
v определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел;
v разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел;
v организует и проводит исследования по проблемам –
охраны общественного порядка,
безопасности дорожного движения,
v выявляет, предупреждает и раскрывает преступления;
v обеспечивает внедрение достижений науки и техники в деятельность органов внутренних дел;
v организует оказание методической и практической помощи нижестоящим подразделениям по всем вопросам, отнесенным к их компетенции;
v организует контакты с правоохранительными органами зарубежных государств по вопросам деятельности органов внутренних дел.
Каждое из структурных подразделений, наименование и задачи которых могут меняться, осуществляет работу по организации деятельности в аналогичных подразделениях нижестоящих органов внутренних дел, оказывает им методическую и практическую помощь. Кроме того, многие подразделения непосредственно осуществляют правоохранительную деятельность. Например, Следственный комитет при МВД РФ осуществляет расследования особо сложных уголовных дел. Главное управление уголовного розыска принимает оперативно-розыскные меры для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, имеющих большое общественное значение, и т.д.
В состав Министерства внутренних дел РФ входят также Штаб, Национальное центральное бюро Интерпола, Центр общественных связей и различные вспомогательные подразделения.
Возглавляет Министерство внутренних дел РФ министр, который непосредственно или через своих заместителей руководит структурными подразделениями Министерства. Министр, его заместители и Главнокомандующий внутренними войсками назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.
В МВД РФ образуется коллегия в составе Министра, заместителей министра, Главнокомандующего внутренними войсками, других руководящих работников органов внутренних дел.
Численность коллегии устанавливается Президентом РФ, а ее состав, кроме лиц, входящих в нее по должности – Правительством РФ.
Коллегия МВД РФ рассматривает особо важные вопросы организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и приводятся в исполнение приказами министра. Министр назначает также начальников главных управлений внутренних дел и соответствующих управлений. Министры внутренних дел республик в составе РФ назначаются на должности в порядке, установленном конституциями этих республик.
Основным структурным звеном системы МВД РФ являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов. Они выполняют наибольший объем работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.
Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляет действующее законодательство РФ. Вся организация и деятельность органов внутренних дел строится в соответствии с Конституцией РФ, Законом «О милиции», Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а также в соответствии с другими нормативными актами, в том числе Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с этим Положением наиболее общими задачами, решаемыми Министерством по линии органов внутренних дел, являются:
разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.
Органы внутренних дел являются многофункциональными правоохранительными органами. Основными видами правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, являются:
v контрольно-административная, связанная с –
охраной общественного порядка,
организацией безопасности дорожного движения,
v уголовно-процессуальная, включающая –
расследование преступлений,
рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях в связи с их расследованием,
подготовка материалов в протокольной форме;
v оперативно-розыскная деятельность по –
выявлению и раскрытию преступлений,
розыску лиц, –
совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда,
бежавших из мест лишения свободы,
без вести пропавших.
Большое место в деятельности органов внутренних дел занимает выдача –
v паспортов;
v разрешений на ношение и хранение огнестрельного, газового оружия;
v лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельностью.
Органы внутренних дел осуществляют обеспечение безопасности некоторых категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, охрану объектов собственности по договорам.
В рамках осуществляемой реформы по разграничению правоохранительных функций органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переданы из ведения МВД РФ в распоряжение Министерства юстиции РФ.
§2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при МВД РФ