Задачи и полномочия органов дознания

Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции. Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Так, основными задачами и направлениями деятельности милиции являются –

v обеспечение личной безопасности граждан;

v предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений;

v раскрытие преступлений;

v охрана общественного порядка.

Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.

 

 

Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, и их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и различными специальными законами: «О милиции», Таможенным кодексом и другими. В рамках отдельных ведомств дознание регламентируется соответствующими внутриведомственными нормативными актами.

С процессуальной точки зрения общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принадлежности является:

v выполнение одних и тех же задач при производстве дознания;

v осуществление дознания по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом;

v проведение дознания под надзором прокурора;

v возможность использования в целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своих людских и материальных резервов.

Многие из числа органов дознания помимо дознания и административной деятельности вправе осуществлять и оперативно-розыскную деятельность. Однако УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на тех лиц, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» определяются задачи оперативно-розыскной деятельности:

v выявление,

предупреждение,

пресечение,

раскрытие

преступлений;

v выявление и установление лиц, –

подготавливающих,

совершающих,

совершивших

преступление;

v розыск лиц,

скрывающихся от органа дознания,

следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших;

 

 

v добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу –

 

государственной,

военной,

экономической,

экологической

безопасности РФ.

Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются:

v быстрое и полное раскрытие преступлений;

v изобличение виновных;

v обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания также осуществляют –

- прием,

- проверку,

- разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.

В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступлений, перечисленных в ч.3 ст.150 УПК ПФ орган дознания должен провести дознание в 20-дневный срок. По окончании расследования составляется обвинительный акт, который вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело прокурор передает для производства предварительного следствия.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.

По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.

Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст. 41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания.

Основным органом дознания является милиция. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В криминальную милицию входят оперативные службы, главными задачами которых являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этими задачами сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передают следователю либо возбуждают уголовное дело, с согласия прокурора, проводят неотложные следственные действия, а затем дело направляют по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.

К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым уполномоченным). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Сами не осуществляют дознание –

- командиры воинских частей и подразделений,

- начальники воинских учреждений,

- начальники исправительных учреждений,

- начальники следственных изоляторов.

Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуют дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Определите понятие «предварительное расследование» и комплекс задач, который оно решает.

2. Какими принципами должны руководствоваться правоохранительные органы при проведении предварительного расследования?

3. Что такое предварительное следствие и кем оно осуществляется?

4. Охарактеризуйте правовой статус следователя.

5. Назовите органы дознания и их основные полномочия.

6. Определите понятие «оперативно-розыскная деятельность». Какие органы ее осуществляют?

7. Какие виды дознания существуют?

8. В чем сходство и различие основных видов предварительного расследования?

9. Какова компетенция криминальной милиции как органа дознания?

10. Какие полномочия в сфере дознания имеет милиция общественной безопасности?

 

 

ТЕМА 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации

 

§2.10.1. Министерство внутренних дел:
современный государственный статус, структура и функции

Министерство внутренних дел (МВД) – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ.

МВД РФ подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ и законодательными актами РФ, а также Правительству РФ.

МВД РФ возглавляет централизованную систему, структуру которой формируют по двум направлениям:

v органы внутренних дел;

v внутренние войска МВД РФ.

Органы внутренних дел централизованно объединяют:

v министерства внутренних дел республик;

v главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам[12];

v главные управления внутренних дел краев, областей, других субъектов РФ;

v отделы внутренних дел районов, городов;

v управления (линейные – управления, отделы и отделения) и отделы внутренних дел на транспорте (железнодорожном, воздушном, водном);

v управления и отделы на особо важных и режимных объектах;

v территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности;

v учебные заведения МВД РФ.

Внутренние войска МВД РФ централизованно объединяют:

v военные округа Внутренних войск (ВВ);

v соединения ВВ;

v воинские части ВВ;

v военно-учебные заведения ВВ и ряд других учреждений.

В систему МВД РФ входят также окружные управления материально-технического и военного снабжения; образовательные учреждения; научно-исследовательские институты; другие подразделения, предприятия, учреждения, организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел РФ, действующее в соответствии с законами и Положением о МВД РФ, которое утверждено указом Президента РФ.

Основными задачами,стоящими перед Министерством являются:

v руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

v совершенствование нормативной правовой базы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности;

v обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защищенности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск;

v развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.

В соответствии с этими задачами МВД РФ имеет следующие функции:

v определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел;

v разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел;

v организует и проводит исследования по проблемам –

охраны общественного порядка,

безопасности дорожного движения,

v выявляет, предупреждает и раскрывает преступления;

v обеспечивает внедрение достижений науки и техники в деятельность органов внутренних дел;

v организует оказание методической и практической помощи нижестоящим подразделениям по всем вопросам, отнесенным к их компетенции;

v организует контакты с правоохранительными органами зарубежных государств по вопросам деятельности органов внутренних дел.

Каждое из структурных подразделений, наименование и задачи которых могут меняться, осуществляет работу по организации деятельности в аналогичных подразделениях нижестоящих органов внутренних дел, оказывает им методическую и практическую помощь. Кроме того, многие подразделения непосредственно осуществляют правоохранительную деятельность. Например, Следственный комитет при МВД РФ осуществляет расследования особо сложных уголовных дел. Главное управление уголовного розыска принимает оперативно-розыскные меры для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, имеющих большое общественное значение, и т.д.

В состав Министерства внутренних дел РФ входят также Штаб, Национальное центральное бюро Интерпола, Центр общественных связей и различные вспомогательные подразделения.

Возглавляет Министерство внутренних дел РФ министр, который непосредственно или через своих заместителей руководит структурными подразделениями Министерства. Министр, его заместители и Главнокомандующий внутренними войсками назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.

В МВД РФ образуется коллегия в составе Министра, заместителей министра, Главнокомандующего внутренними войсками, других руководящих работников органов внутренних дел.

Численность коллегии устанавливается Президентом РФ, а ее состав, кроме лиц, входящих в нее по должности – Правительством РФ.

Коллегия МВД РФ рассматривает особо важные вопросы организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и приводятся в исполнение приказами министра. Министр назначает также начальников главных управлений внутренних дел и соответствующих управлений. Министры внутренних дел республик в составе РФ назначаются на должности в порядке, установленном конституциями этих республик.

Основным структурным звеном системы МВД РФ являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов. Они выполняют наибольший объем работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.

Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляет действующее законодательство РФ. Вся организация и деятельность органов внутренних дел строится в соответствии с Конституцией РФ, Законом «О милиции», Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а также в соответствии с другими нормативными актами, в том числе Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с этим Положением наиболее общими задачами, решаемыми Министерством по линии органов внутренних дел, являются:

разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Органы внутренних дел являются многофункциональными правоохранительными органами. Основными видами правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, являются:

v контрольно-административная, связанная с –

охраной общественного порядка,

организацией безопасности дорожного движения,

v уголовно-процессуальная, включающая –

расследование преступлений,

рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях в связи с их расследованием,

подготовка материалов в протокольной форме;

v оперативно-розыскная деятельность по –

выявлению и раскрытию преступлений,

розыску лиц, –

совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда,

бежавших из мест лишения свободы,

без вести пропавших.

Большое место в деятельности органов внутренних дел занимает выдача –

v паспортов;

v разрешений на ношение и хранение огнестрельного, газового оружия;

v лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельностью.

Органы внутренних дел осуществляют обеспечение безопасности некоторых категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, охрану объектов собственности по договорам.

В рамках осуществляемой реформы по разграничению правоохранительных функций органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переданы из ведения МВД РФ в распоряжение Министерства юстиции РФ.

 

§2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при МВД РФ