Правовой статус и система судов общей юрисдикции

Суды общей юрисдикцииэто система судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела.

Деятельность судов общей юрисдикции направлена на:

v укрепление законности и правопорядка;

v предупреждение преступлений и правонарушений.

В соответствии с Законом «О судоустройстве РСФСР» задачей данных судов является охрана от всяких посягательств:

v закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем;

v социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РФ и законами;

v прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций.

Закон «О судебной системе Российской Федерации» определяет систему судов общей юрисдикции как централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации и состоящую из двух подсистем:

v общих судов,

v военных судов.

Общие суды рассматривают обычные уголовные, гражданские и административные дела.

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации и других воинских соединениях.

Признаки системы судов общей юрисдикции[8]:

v единство системы судов общей юрисдикции состоит в единстве задач всех судов, принципов их организации и деятельности, а также законодательства, применяемого судами;

v судебная система строится в соответствии с национально-государственным устройством и административно-территориальным делением, а военные суды - в соответствии со структурой Вооруженных Сил РФ;

v исключительное право судов первой инстанции в рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел по существу. Юридическое значение понятия «разрешение дел по существу» состоит в том, что суд первой инстанции в судебном заседании непосредственно с участием сторон исследует доказа -

тельства и выносит решения по гражданским делам и приговоры по уголовным. По вступлении их в законную силу они являются общеобязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В качестве суда первой инстанции может действовать любой суд любого звена судебной системы. Разграничение компетенции между судами различных звеньев фиксируется понятием подсудность. Подсудностьэто распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, то есть установление конкретного суда, который должен разрешить дело. Определяться подсудность может по территориальному признаку, (например, по месту совершения преступления или по месту жительства ответчика); предметному или родовому признаку - в зависимости от степени тяжести совершенного преступления (например, дела о более тяжких преступлениях подсудны областному и равному ему суду); специальному признаку - в зависимости от субъекта, совершившего преступление (например, дела о преступлениях военнослужащих подсудны только военным судам). В судах общей юрисдикции действует также правило: каждый вышестоящий суд вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему суду (ст. 31-35 УПК РФ, ст.23-32 ГПК РФ).

v инстанционная взаимосвязь между судами.

 

Все суды, входящие в систему общей юрисдикции, разделяются на звенья.

Высшим звеном является Верховный Суд РФ.

Средним звеном общих судов являются:

v Верховные суды республик в составе Российской Федерации;

v краевые (областные) суды;

v суд города федерального значения;

v суд автономной области;

v автономного округа.

К среднему звену военных судов относятся:

v суды округов;

v суды флотов.

Низшее звено составляют районные суды.

Низшее звено военных судов составляют суды гарнизонов.

В систему судов общей юрисдикции, кроме того, включены мировые судьи, чьи полномочия и порядок назначения определены Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Районный суд выполняет также функции апелляционной инстанции, а Верховный Суд РФ и все суды среднего звена выполняют также функции кассационной и надзорной инстанции.