Круг полномочий председателя Совета обширен.
2. Председатель Совета в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
2.1. возглавляет Совет, руководит его работой, обеспечивает взаимодействие с соответствующим исполкомом;
2.2. представляет Совет во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
2.3. утверждает штатное расписание соответствующего Совета;
2.4. созывает сессии Совета, организует работу по подготовке сессий Совета, ведет заседания Совета;
2.5. организует контроль за выполнением решений Совета;
2.6. назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Совета, заключает (продлевает, расторгает) с ними трудовые договоры (контракты), применяет к ним меры поощрения, дисциплинарного взыскания;
Компетенция исполкомов
Исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечивают выполнение этих программ;
разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты прогнозов социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечивают выполнение этих программ;
разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты региональных программ, концепций
осуществляют составление проекта местного бюджета и готовят отчет о его исполнении;
обеспечивают исполнение местного бюджета, поступление предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
Особенности компетенции исполкомов областного уровня
Исполкомы областного уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;
содействуют занятости граждан;
осуществляют контроль за работой организаций здравоохранения на соответствующей территории и качеством оказания медицинской помощи гражданам, решают вопросы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, осуществления государственного санитарного надзора;
представляют совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь генеральные планы городов областного подчинения (кроме областных центров) (только областные исполкомы);
обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
осуществляют государственную регистрацию и ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования;
Исполкомы базового уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
содействуют занятости граждан, организуют оплачиваемые общественные работы, назначают и выплачивают пособия по безработице, решают иные вопросы в сфере занятости;
обеспечивают предоставление льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
организуют библиотечное обслуживание граждан, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, в том числе в агрогородках, привлекают граждан и организации к осуществлению таких работ;
организуют освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов;
организуют работы по удалению коммунальных отходов;
совершают действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
Исполкомы первичного уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
вносят в Совет и соответствующий исполком базового уровня предложения по социальной защите граждан;
организуют работу органов территориального общественного самоуправления, созывают местные собрания, оказывают содействие в выполнении их решений, выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления, поощряют органы территориального общественного самоуправления за активное участие в решении вопросов местного значения;
обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, в том числе в агрогородках, привлекают граждан и организации к осуществлению таких работ;
организуют освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов;
организуют работы по удалению коммунальных отходов;
совершают действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
Местные администрации в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
представляют интересы соответствующего района в городе во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
участвуют в составлении и исполнении соответствующих местных бюджетов (администрации районов в городе Минске - бюджетных смет администраций районов в городе Минске);
распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном городским Советом, а также осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;
обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других областях;
вносят в городской исполком, Совет и его органы предложения по всем вопросам местного значения и участвуют в их рассмотрении;
Местные Советы депутатов решают не только вопросы местного значения, но и обладают компетенцией по решению вопросов общегосударственного значения. Следует отметить, что компетенция местных Советов депутатов и исполкомов закреплена не только в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г., которая в основном и посвящена вопросам местного значения, но и в другом законодательстве.
Органы местного управления:
обеспечивают потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, выделяют для нужд обороны земельные участки;
предоставляют воинским частям, военным учебным заведениям и организациям Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований служебные помещения и жилую площадь, коммунальные, бытовые и другие услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
в соответствии с законодательством Республики Беларусь организуют и проводят подготовку допризывников и призывников к военной службе, патриотическое воспитание населения, призыв граждан Республики Беларусь на военную службу, оказывают содействие в проведении военных, учебных и специальных сборов военнообязанных граждан, в том числе учебных сборов граждан, обучающихся на военных кафедрах гражданских высших и средних специальных учебных заведений;
обеспечивают социальную защиту военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, военнообязанных, членов их семей;
реализуют возложенные на них полномочия и функции в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
обеспечивают выполнение организациями государственного оборонного заказа на соответствующей территории;
организуют планирование и обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне;
организуют выполнение мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны;
координируют и согласовывают свою деятельность в военное время с органами военного управления в соответствии с планом обороны.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают участие в мероприятиях по обеспечению обороны в соответствии с законодательством Республики Беларусь».
Указанные выше полномочия органов местного управления и самоуправления трудно отнести к вопросам местного значения, они не связаны с обеспечением жизнедеятельности населения. Они являются вопросами общегосударственного значения.