Компетенция местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов.

Депутат Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен.

Депутат Совета обязан периодически, но не реже двух раз в год отчитываться перед избирателями о своей деятельности и ходе выполнения предвыборной программы, о работе Совета и его органов, в состав которых он избран или входит по должности.

Отчет депутата Совета может быть заслушан также по письменному требованию группы избирателей численностью, установленной регламентом Совета.

Депутат Совета в период осуществления своих полномочий не может быть уволен с работы (службы) по инициативе нанимателя, исключен из учреждения образования без предварительного согласия Совета.

Председателю Совета по истечении срока полномочий в месячный срок предоставляется прежняя работа (служба), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (служба). Трудоустройство лица, являвшегося председателем Совета, осуществляет соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

Время работы председателя Совета в Совете засчитывается в стаж работы и стаж государственной службы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также в стаж работы (службы) по специальности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Известные советские ученые Кутафин О.Е. и Шеремет К.Ф. следующим образом определяют понятие компетенции. «Компетенция местного Совета является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей».

Они же следующим образом определяют предметы ведения: «Предметы ведения – это те общественные отношения, в которых орган государства (в данном случае – местный Совет) юридически компетентен». Далее они пишут: «Так, нередко в статьях законов и других актах предметы ведения излагаются одновременно с задачами и полномочиями органа в различных областях его деятельности. Это дает возможность избежать формального закрепления компетенции, упрощает структуру законодательного акта» (Там же с. 27.). «Законодательные акты о местных Советах содержат подробный перечень всех предметов ведения этих органов. Предметы ведения закрепляются в главах, которые называются «Компетенция» или «Права и обязанности» Совета. В них перечисляются области государственной жизни и применительно к ним указываются полномочия или соответствующие права и обязанности Совета» (Там же с. 28.). «Определение предметов ведения как элемента компетенции местного Совета отнюдь не означает, что сами общественные отношения включаются в компетенцию Совета. Указанные общественные отношения остаются объектом компетенции, они суть среда, в которой действует местный Совет» (Там же с. 29.). Применительно только к ним местные органы власти вправе принимать властные решения. То есть, другими словами, предметы ведения – это области, сферы деятельности, в которых органы местного управления и самоуправления вправе принимать правовые акты для их регулирования.

Кроме того, в Конституции Республики Беларусь, например, в ст. 120 говорится о вопросах местного значения. Так, «Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов».