Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц.

Местный бюджет представляет собой с правовой точки зрения основной финансовый план поступления и расходования денежных средств. Местный бюджет представляет собой с экономической точки зрения совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фонда денежных средств административно-территориальной единицы.

В соответствии со ст. 121 Конституции местные Советы депутатов утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении. На исполнительные комитеты возлагается обязанность в пределах своей компетенции разработка и исполнение местных бюджетов в интересах населения. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.

Согласно п. 2 ст. 6 Бюджетного кодекса местные бюджеты делятся на:

2.1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2.2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

2.3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска).

Так, В Республике Беларусь 6 областных бюджетов и Минский городской бюджет, количество бюджетов базового территориального уровня (районные бюджеты и городские бюджеты городов областного подчинения)- 135, бюджеты первичного территориального уровня (городов районного подчинения, городских, сельских поселков, сельсоветов) – 1469.

Разные бюджеты обслуживают разные общественные услуги. Так, например, дошкольное образование может финансироваться только из нижестоящих бюджетов, но не из областных. Начальные и средние школы финансируются из трех бюджетов, здравоохранение – из областного и т.д. В некоторых случаях дополнительное финансирование осуществляется и из республиканского бюджета.

К основным функциям местных бюджетов относятся:

1. формирование денежных фондов для обеспечения деятельности местных органов власти;

2. распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйства;

3. осуществление учета и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций, подведомственных соответствующим местным Советам депутатов.

Особенностью местных бюджетов является то, что они выполняют роль филиалов вышестоящих бюджетов и в целом обслуживают республиканский бюджет. Местный бюджет принимается на 1 календарный год и действует с 1 января по 31 декабря соответствующего года.

По структуре бюджеты состоят из доходной и расходной части. Доходная часть состоит из собственных доходов и иных поступлений. Согласно ст. 39 Модельного закона СНГ «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятого 6.12.1997 г. № 10-17:

«В доходы местных бюджетов зачисляются

местные налоги, сборы и штрафы,

отчисления от государственных налогов в соответствии с нормативами, установленными законами,

закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти муниципальным образованиям для реализации отдельных государственных полномочий,

поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей,

часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций,

дотации,

субвенции,

трансфертные платежи

и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления».

К собственным доходам могут быть отнесены дотации, субвенции, средства из Фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, образуемого в составе республиканского бюджета. (Более подробно, см. ниже).

Расходы местных бюджетов состоят из двух частей: текущие расходы и расходы, связанные с развитием муниципального образования (соответствующей административно-территориальной единицы). К текущим расходам относятся расходы на содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений образования, культуры, науки, физкультуры и спорта, социальную поддержку населения, содержание пассажирского транспорта общественного значения и другие расходы и другие расходы (более подробно, см. ниже.)

Советы, исполнительные комитеты могут вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать займы предприятиям и иным юридическим лицам.

В местном бюджете предусматриваются суммы, необходимые для возврата ссуд, долгов и оплаты процентов по ним.

В соответствии со ст. 121 Конституции местные Советы депутатов утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении. На исполнительные комитеты возлагается обязанность в пределах своей компетенции разработка и исполнение местных бюджетов в интересах населения. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц. Т.е. в Республике Беларусь взят курс на самостоятельность местных бюджетов. Эта самостоятельность обеспечивается, во–первых, разработкой их и исполнением их местными исполнительными и распорядительными органами, а их утверждение и контроль за исполнением – местными Советами депутатов. Во-вторых, собственными источниками доходов. В-третьих, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств. Все бюджеты в Республике Беларусь составляют единый консолидированный бюджет. В этом смысле каждый бюджет является частью данного бюджета.

К основным функциям местных бюджетов относятся:

1. формирование денежных фондов для обеспечения деятельности местных органов власти;

2. распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйства;

3. осуществление учета и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций, подведомственных соответствующим местным Советам депутатов.

Особенностью местных бюджетов является то, что они выполняют роль филиалов вышестоящих бюджетов и в целом обслуживают республиканский бюджет.

Советы, исполнительные комитеты могут вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать займы предприятиям и иным юридическим лицам.

В местном бюджете предусматриваются суммы, необходимые для возврата ссуд, долгов и оплаты процентов по ним.

Доходы, дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении Советов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Потери в доходах и дополнительные расходы вышестоящим бюджетом, как правило, не компенсируются. Свободные остатки средств местных бюджетов в конце года изъятию не подлежат и используются по усмотрению Совета.