Понятие диалога в научной литературе.

Совершенствование диалогической речи у младших школьников

Ноября 2012 г.

1. Понятие диалога в научной литературе

2. Характеристика речевого развития

3. Возможности УМК по русскому языку для организации работы направленной на развитие диалогической речи младших школьников

4. Содержание работы по развитию диалогической речи младших школьников

 

Аспекты изучения диалога

- определение понятия «диалог»
- сопоставление диалога и монолога

- оформление реплик диалога

- классификация диалога

 

Диалог – этот разговор двух или нескольких человек (по Львову)

Диалогвид устной речи (реже письменной), характеризующей сменой высказывания двух или нескольких говорящих лиц (по Львову)

Диалог – разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными репликами (по Ладыженской)

Диалог – одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора (по Ахмановой)

 

Современными лингвистами диалог понимается в узком и широком понимания. В широком понимание диалог – конкретное воплощение языка, сфера проявления речевой деятельности человека, сама форма существования языка, форма речевого общения. В узком пониманиенепосредственное речевое общение двух или более лиц в конкретной ситуации жизнедеятельности.

 

Сопоставление диалога и монолога

 

Критерии сопоставления Диалог Монолог
Наличие \ отсутствие установки на ответную реакцию (И.И.Васильева) Наличие установки на ответную реакцию Отсутствие установки на ответную реакцию
Наличие\отсутствие адресованности (М.Н.Кожина) Наличие адресованности Отсутствие адресованности
Наличие\отсутствие предварительного обдумывания (Л.П.Якубинский) Отсутствие предварительного обдумывания Наличие предварительного обдумывания
Структура высказывания (Л.П.Якубинский) Обмен краткими репликами Длительное единичное высказывание

 

Монологический диалог – когда в живой речи диалог и монолог переплетаются (Л.П.Якубинский)

Структура диалога

Структурные элементы диалога

  Реплика     Диалогическое единство
- высказывание, границей которого является смена говорящего   Виды реплик: (по И.П.СВятогору) - вопросительные - стимулирующие - Реплика – подхват - реплика – ответ И др.   - цикл, в котором семантика инициируещего высказывания обуславливает семантику ответного.

 

 


 

Речевая ситуация –

 

Оформление реплик диалога

С помощью интонации:

- тембра,

- силы голоса

- высоты голоса

 

С помощью невербальных средств общения:

- мимики

- позы

- жестов

 

Роль интонации и невербальных средств общения в оформление реплик диалога:

- позволяет собеседникам лучше понять друг друга

- повышает эффективность ведения диалога

 

Классификация диалога:

Виды диалога:

Диалог – беседа

Диалог – расспрос

Диалог – приказ

Диалог – просьба

Диалог – ссора

Диалог – объяснение

Диалог – возражение

Диалог - унисон

Диалог – убеждение

Диалог – спор

Диалог – дискуссия и др.

 

Вид диалога Цель Характеристика реплик
Диалог - беседа Рассказать о чем – либо, сообщить, выразить эмоции - сообщающие, высказывающие, выражающие эмоции, прерывающие и др. - медленный темп обмена репликами - объем реплик больше чем расспрос
Диалог - расспрос Расспросить, узнать что – либо, получить информацию - быстрый обмен репликами - вопросы и ответы одинаковы по обмену (объем невелик) - основную логическую и языковую нагрузку несет реплика - вопрос
Диалог - дискуссия Всестороннее сопоставление, сравнение разных точек зрения, анализ и поиск правильного, истинного способа решения проблемы. Оппонируют мнение собеседника - аргументируют позицию говорящего

 

2. Компоненты характеристики:

- риторические знания и представления.

- представление о качествах вежливого собеседника.

- представления о правилах вежливого общения.