Значение и этапы рецепции римского права

 

Римское право явилось как результат саморазвивающейся государственности, обеспечивающей естественные интересы исторического народа, самостоятельно реализующего свою судьбу. Это право - единственное в своем роде - прошло самобытный путь развития от самых простых правил обычая, до самых тонких определений сложнейших оттенков вещно-правовых и обязательственных отношений; от простоты законов XII таблиц, до неисчерпаемого богатства Дигест Юстиниана.

Длительность, естественность и национальная ориентированность обеспечили универсальную значимость римского права, которая, в свою очередь, поставила его на уровень одного из высших культурных достижений человечества. Этот вывод подтверждается историческим феноменом, который носит наименование рецепция римского права – восприятие, заимствование римского права германскими народами при формировании ими европейского правопорядка в период с XI в. по XVIII в.

Рецепция римского права – это весьма сложное, многогранное и противоречивое явление, имеющее свои причины, свою историю и свои результаты; явление, до сих пор, кажется, должным образом не изученное.

В беспокойное время переселения германских племен попытки формирования государств на территории бывшей Западной римской империи в период с V по VIII век, казалось, прекратили здесь всякое культурное развитие и похоронили все достижения античности, в том числе римское право. Однако, к началу IX в. в этих землях формируются два политико-культурных центра: «империя германской нации» (весьма аморфное образование, претендующее на политическое верховенство над народами, которые с VIII по IX век были включены в империю Карла Великого), а с другой стороны – римский епископат, который к этому времени уже не удовлетворяется значением «первой» епархии среди христианских церквей, но желает быть духовным и светским владыкой всего христианского мира (т.е. над теми же народами).

Соперничество этих центров привело в XI в. к т.н. «папской революции», которая сообщила мощный импульс развитию производительных сил, образованию городов и – главное – потребности отыскания разумного правового регулирования всех жизненных проявлений на той территории, которая с этого момента только и осознала себя как Европа. Традиционный германский правопорядок, основанный на самых примитивных представлениях родоплеменного устройства, не мог из себя выработать такого адекватного регулирования.

И вот, предположительно в 1080 г., в одной из итальянских библиотек обнаруживается рукопись, содержащая Дигесты Юстиниана. Открывается текст, в котором ясным языком изложены правила, регулирующие торговые отношения, отношения по владению и распоряжению вещами, брачно-семейные и наследственные отношения; правила, закрепляющие индивидуальную самостоятельность человека; правила, устанавливающие принципы взаимоотношения индивида и верховной власти; наконец правила, закрепляющие авторитет самой этой власти. Обнаруженные тексты переписываются и ложатся в основу познания навыков «разумного мироустройства».

Очевидно, что естественные хозяйственные потребности: необходимость обмена товарами между производителями, установления торговых отношений между селениями и территориями - пробуждают мысль о желательности правильного регулирования этих отношений. Экономическое возрождение в городах предполагает освобождение личности от тех сословных и семейных (родовых) ограничений, которые присущи новым поселенцам Европы: индивидуальная энергия требует гарантий свободы самодеятельности, свободы самоопределения, ясности правового регулирования всех отношений, связанных с личностью, будь то собственность, договор или наследование.

Наконец, продолжающееся соперничество «имперской» и «папской» юрисдикций требовало обнаружения нравственных и, главное, юридических оснований для своих притязаний на верховное господство на той волнующейся территории (от Британии до Вислы, от норвежских фиордов до Сицилии), из которой Европа возникла.

«В Италии в конце XI в. пробуждается интерес к античной культуре, тексты юстиниановской кодификации привлекают к себе внимание. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемый католической церковью, весьма располагал к восприятию римского права в качестве общей основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в тонком юридическом инструменте особенно ощущалась в южной части Франции (Прованс) и северной Италии - наиболее развитых в экономическом, торговом и культурном отношении регионов Западного мира. В этом историческом контексте и состоялось новое открытие римского права. В Болонье сложилось объединение лиц, усердно изучавших (studentes) правовое наследие Рима. Вскоре они оформили свой союз, дав ему латинское название автономной корпорации - universitas. Университетское образование распространилось по Европе, а вместе с ним - и юридическое знание».[9]

В этом духовном движении особенную известность приобрел один учитель, который начал преподавать в Болонье примерно с 1087 г.; его звали Гварнерием, хотя в историю он вошел под именем Иернерий. Сообщают, что он был судьей, преподавателем риторики и диалектики, преподавателем права. Он и его последователи (Булгар, Мартин, Рогерий, Ацо, Аккурсий и др.) занимались тем, что разъясняли студентам тексты юстиниановского свода. Технически преподавание выражалось в прочтении и заучивании фрагментов этих текстов; но для их понимания требовалось комментирование неясных терминов и положений. Эти комментарии в виде надписей на полях и между строк древних рукописей назывались глоссами; поэтому и само первоначальное изучение и преподавание римского права приобрело наименование эпоха глоссаторов.

Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права, главным образом, Дигест - центральной части обширного законодательства Юстиниана. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву (ius positivum). Ведь на практике разнообразные феодальные суды (королевские, канонические, городские, торговые) вольно понимали правосудие, решая споры скорее на основании субъективного представления. Напротив, в университетах утверждалось начало законности, подчеркивалась значимость позитивного права, законодательства для правильного разрешения юридических конфликтов в обществе.

Творческая работа глоссаторов занимала период до XIII в., когда последний видный представитель этого направления Аккурсий издает собрание глосс - Glossa Ordinaria (около 1250 г.), которое оказало большое влияние как на правовую теорию, так и на практику: это сочинение использовалось в судах наравне с законами.

Изложенное позволяет утверждать, что наиболее существенными чертами деятельности глоссаторов были: углубленное изучение источников римского права; утверждение значимости позитивного права; установление важности принципа законности.

 

Со второй половины XIII в. на смену глоссаторам приходят комментаторы (или постглоссаторы). Среди них называют француза Раваниса, испанца Лулу, которые были философами и богословами, что и отразилось в характере этого направления. Комментаторы при изучении как римских текстов, так и собраний глосс применяли приемы схоластики – ведущего научного направления того времени: всякое явление подлежало анализу и последующему синтезу обнаруженных при анализе элементов на более высокой, принципиальной основе. Следовательно, необходимо было обнаружение основополагающих принципов римского права, которые не были явно сформулированы в текстах, а затем, при помощи логических приемов дедукции, из обнаруженных принципов вывести частные положения (правила, категории, институты), применимые к реальной действительности.

В своей работе комментаторы пользовались не столько источниками римского права, сколько комментариями своих предшественников - глоссаторов. Но, комментируя глоссы, они старались внести в правовой материал логическую упорядоченность, свести многочисленные, часто казуистические правила к некоторым общим понятиям, а затем из этих общих понятий логически вывести новые частные понятия, применимые к конкретному жизненному отношению.

Таким образом, деятельность постглоссаторов оказалась первым опытом философского познания права. Их усилиями было положено основание европейской юриспруденции как науки, как теории права. В этом - очевидная заслуга комментаторов по сравнению с их предшественниками. К тому же, убеждение комментаторов в существовании универсальных принципов права, возрождало интерес к обнаружению всеобщего критерия справедливости позитивного права, к естественному праву (ius naturale).

Одновременно, в деятельности комментаторов преобладали практические тенденции: они стремились привести римские юридические конструкции в связь с правовыми взглядами и потребностями современного им общества. Руководствуясь идеями ius naturale, постглоссаторы приспосабливали римское право к потребностям и условиям реальной жизни, оказывая огромную практическую услугу своему времени: они перерабатывали общемировое право античности в общее право (ius commune) нового европейского мира.

Таким образом, главными достижениями деятельности постглоссаторов можно назвать: выработку основ европейской теории права; постановку задачи обнаружения критерия справедливости позитивного права; разработку основ общего (универсального) права стран средневековой Европы.

К началу XVI в. эта деятельность утрачивает творческий характер, прекращается второй этап рецепции римского права.

 

Последующее развитие европейской юриспруденции связывают с проникновением в нее гуманистического направления. Это было естественным проявлением возрождения общего интереса к классической литературе и искусству. Под влиянием этого в юриспруденции возникает стремление оторваться от производных явлений - глосс и комментариев и обратиться к первоисточникам. Их изучение осуществлялось в сопоставлении с той живой действительностью, в которой они создавались и которая была отражена в античной истории, литературе, искусстве. Таким образом, деятели гуманистического направления подошли к Corpus Iupis Civilis с тех позиций, которые были чужды глоссаторам и комментаторам - с позиций истории и филологии. Стали появляться первые сообщения об истории римского права; началось очищение первоначальных текстов от многочисленных средневековых искажений. Кроме того, изменилась и методика преподавания права: вместо чтения и комментирования Corpus (чем по преимуществу занимались глоссаторы и комментаторы) стало вводиться систематическое изложение права по определенному плану, близкому плану юстиниановых Институций.

Гуманистическое направление породило воззрение, что право есть живой организм, тесно связанный с жизнью той исторической среды, которою и для регулирования которой он вызван к действительности. Таким образом, гуманизм пробудил те идеи, которые в XIX в. были разработаны исторической школой права.

В XVII - XVIII вв. правоведы вновь устремляют внимание на обнаружение конечного критерия права: происходит оживление идей естественного права; возникает естественно-правовая школа права. В ней идеи римского ius naturale получают новое обоснование: философия права ставится в связь с общей философией и право выводится из природы человека и общества. Такие мыслители, как Гуго Гроций, Гоббс, Джон Локк, Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо пытались определить разумные свойства этой природы и, вместе с тем, разумные, абсолютные начала (принципы) права. Эти разумные начала под именем естественное право получают приоритет над нормами позитивного права, которые исторически сложились в обществе и управляют им. Естественное право, как воплощение самого разума, противопоставляется неразумному и несправедливому правопорядку Европы XVIII в. с ее устарелыми, как полагали, политическими институтами, неравенством сословий, бесправием простых людей. Сложилось убеждение, что стоит только предоставить человеческому разуму свободу, он устроит общественные отношения наилучшим образом.

Великая Французская революция явилась опытом такого переустройства общественных отношений на началах разума, как они высказывались в доктрине естественного права. Крушение Французской революции оказалось одновременно и крушением идей естественного права. Оказалось, что позитивное право не так легко уходит из жизни, что замена исторически сложившегося правопорядка чрезвычайно болезненна; с другой стороны, недостаточно провозгласить абсолютные, разумные начала, чтобы они утвердились в жизни в качестве норм поведения людей. Реальность подорвала саму веру в абсолютные начала. Вновь возобладали идеи позитивного права.

Одновременно зародилась историческая школа права, главная идея которой такова: право не есть продукт того или иного произвольного творчества, хотя бы и одухотворенного абсолютными началами разума; оно есть результат развития народного духа, раскрывающегося в истории народа в тесной связи с его религией и культурой. Право глубоко национально и, чтобы постигнуть его, необходимо изучать его исторически. Под влиянием этих представлений в середине XIX в. в Германии, а затем в Италии и в других странах возобновляется изучение римского права: его истории, его конкретных институтов в том виде, в каком они действовали в римском обществе. Возникает обширная историческая и догматическая литература, которая ложится в основу университетских курсов по истории и догме римского права. Римское право становится непременной частью юридического образования практически во всех государствах Европы.

Даже приведенное краткое изложение обнаруживает, что рецепция римского права - это длительный и многогранный процесс усвоения правового наследия эпохи античности европейскими народами, в котором нормы позитивного права древности приспосабливались к реалиям новой эпохи; происходила теоретическая обработка правового материала и философское обобщение разнообразных проявлений права.

К тому же, в XIX в. осуществляются великие кодификации гражданского права: принятие гражданского кодекса Франции в 1804 г., Германского гражданского уложения в 1896 г., последующие кодификации гражданского права в романских и германских странах на основании этих образцов, дальнейшее распространение заложенных в них идей и категорий посредством кодификаций в странах Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего и Дальнего Востока.

Используемая литература

1. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1997.

2. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.И. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Часть 1. М., 1988.

3. Моммзен Т. История Рима. М., 1994. Т. I.

4. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1913.

5. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М., 2002.

6. Франчози Дж. Институционный курс римского права. М., 2004.