Требования к результатам освоения курса

Место предмета в учебном плане

Цели изучения информатики в основной школе

· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Информатика изучается в 7—9 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 105 ч. На инвариантную часть отводится 78 ч учебного времени, остальные 27 ч используются учителем по своему усмотрению.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

· развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· смысловое чтение;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

· умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

· умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

· умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

· умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

· умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

· умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

· умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

· умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

· навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

 


Контрольные вопросы и задания (72/122 б.)

1. Сравните общие положения двух ФГОС начального общего образования и основного общего образования (3 б.).

2. Разработайте тот раздел Программы развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, который обеспечивает «формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет» (10 б.).

3. Охарактеризуйте Примерную основную образовательную программу основного общего образования (3 б.).

4. Перечислите психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет (5 б.).

5. Охарактеризуйте Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (3 б.).

6. Разработайте схему «Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты описываемые в обобщённых классах учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся» (10 б.).

7. В чём суть уровневого подхода к системе планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (5 б.)?

8. Как в основной школе (согласно Примерной ООП ОО) усовершенствуются и пополнятся приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией (3 б.)?

9. В рамках каких модулей непрерывного курса информатики реализуются основные ИКТ-компетентности; результаты оформите в таблицу (30 б.)

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся основной школы Модуль непрерывного курса информатики/уровень
Обращению с устройствами ИКТ    
Фиксации изображений и звуков    
     
   

10. Насколько содержание, зафиксированное в Примерной ООП ОО шире/уже того, что было предложено в ГОС-2004? Провести сравнительный анализ (50 б.).

 


[1] В том числе с освоенным учебным материалом из других областей знания или с учебным материалом, изучаемым в ином содержательном контексте.

[2] Как правило, такого рода задания – это долгосрочные проекты с заранее известными требованиями, предъявляемыми к качеству работы, или критериями её оценки, в ходе выполнения которых контролирующие функции учителя сведены к минимуму.

[3] Например, что помогает/мешает или что полезно/вредно, что нравится/не нравится и др.

[4] В соответствии с требованиями ФГОС ООО оценка выполнения такого рода заданий проводится исключительно с целью оценки эффективности деятельности образовательных учреждений с использованием неперсонифицированных процедур. Данные о достижении этих результатов могут накапливаться в портфеле достижений ученика, однако любое их использование, в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения, возможно только в соответствии сфедеральнымзаконом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».