ОБЩИЙ РАЗМЫВ

Стеснение речного потока во время паводка мостовым переходом приводит к увеличению удельного расхода воды в отверстии моста. Перед мостом скорость течения воды возрастает. Расход наносов в сжатом сечении потока под мостом превышает расход наносов в бытовых условиях. Поэтому дно в отверстии моста понижается, образуется общий размыв.

После постройки мостового перехода общий размыв начинается во время паводка. Ход деформаций в русле следующий: размыв идет в период подъема паводка и частично во время его спада. Понижение дна распространяется на вверх от моста вдоль русла реки на значительное расстояние, а вниз на гораздо меньшее расстояние. Затем в остальное время происходит обратный процесс – дно намывается. Общий размыв заносится полностью или частично.

На пойменных участкахобщий размыв дна после первого паводка в основном сохраняется к следующему паводку. Следующий паводок может его увеличить, если он не уступает предыдущему по высоте. После нескольких высоких паводков (2-3) дальнейший размыв на пойме прекращается. Размер размыва при каждом паводке зависит от: высоты и продолжительности паводка. Чем многоводнее паводок, тем больше размыв.

Поэтому при проектировании мостовых переходов определение глубины общего размыва вычисляют для многоводного высокого паводка, принимая его за расчетный.

Величина допускаемого общего размыва дна под мостом ограничивается техническими условиями проектирования мостовых переходов, где указаны предельные коэффициенты общего размыва. Их величина получена по наблюдениям эксплуатируемых мостовых переходов. Допускаемый коэффициент размыва (Рдоп) в зависимости от удельного расхода находится в пределах от 1,2 до 2,00.

Коэффициентом общего размыва называют отношение средних глубин потока в отверстии моста после размыва (hм) и до размыва (hбм)

Р= hм/ hбм

В отверстие моста могут входить расходные участки (русло и поймы). Поэтому при учете размывов необходимо определять коэффициенты размыва по участкам.