Понятие распределенных информационных систем, принципы их создания и функционирования.
РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (часть 1)
Лекция № 8
Вопросы:
2. Технологии и модели «Клиент-сервер».
· модель файлового сервера (File Server — FS);
· модель удаленного доступа к данным (Remote Data Access — RDA);
· модель сервера базы данных (DataBase Server — DBS);
· модель сервера приложений (Application Server — AS).
Литература:
- Информационные системы и технологии в экономике и управлении.: учебное пособие/ под ред. проф. Трофимова ВВ. - 2-е изд. Перераб. И доп. - М : Высшее образование 2007 - 480 с.
- Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Гелиос АРБ, 2002.-368с.
В некомпьютерных информационных технологиях информационные ресурсы организаций и предприятий, с одной стороны, разделены и распределены логически (по различным подразделениям, службам) и физически (находятся в различных хранилищах, картотеках, помещениях). С другой стороны, информационные ресурсы создаются и используются своей определенной частью или в целом коллективно или индивидуально. Иначе говоря, с одними и теми же документами, картотеками и прочими информационными массивами могут в рамках общего проекта или в своей части одновременно работать несколько сотрудников и подразделений.
Первоначальные подходы к созданию баз данных АИС заключались в сосредоточении данных логически и физически в одном месте — на одной вычислительной установке. Однако такая организация информационных ресурсов чаще всего является не совсем естественной с точки зрения традиционных («бумажных») информационных технологий конкретного предприятия (организационной структуры) и при внедрении АИС происходит «ломка» привычных информационных потоков и структур. Все информационные ресурсы предприятия, организации сосредотачиваются централизованно в одном месте, что требует определенных технологических, кадровых и материальных затрат и может порождать ряд новых проблем и задач. Следует отметить, что такому подходу также способствовала и господствующая на начальном этапе автоматизации предприятий и организаций в 70-х годах тогдашняя парадигма вычислительных систем — общая мощная вычислительная установка (main frame) и групповая работа пользователей с удаленных терминалов через системы разделения времени.
Опыт внедрения автоматизированных систем управления в различных организационных структурах в 70-е—80-е гг. показал не всегда высокую эффективность подобной автоматизации, когда новые технологические информационно-управленческие подразделения (отдел автоматизации, отдел АСУ, информационная служба и т. п.) и новые электронные информационные потоки зачастую функционировали вместе с сохраняющимися традиционными организационными структурами, а также вместе с традиционными («бумажными», «телефонными») информационными потоками.
Осознание подобных проблем постепенно стало приводить к мысли о распределенных информационных системах.