Методология планирования доходов и расходов бюджета

Бюджетная классификация

Общие принципы бюджетной классификации

В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюд­жетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обес­печивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюд­жетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. Классификация доходов бюджетов — это группировка дохо­дов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствую­щими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2. Функциональная классификация расходов бюджетов пред­ставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение ос­новных функций государства.

Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации — разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень — целевые статьи расходов федерального бюджета, от­ражающие финансирование расходов по конкретным направле­ниям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюдже­тов, четвертый уровень — виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по це­левым статьям.

 

Бюджетная классификация

1. Классификация доходов бюджетов

2. Классификация расходов бюджетов

· Функциональная классификация расходов бюджетов

· Экономическая классификация расходов бюджетов

· Ведомственная классификация расходов бюджетов

3. Классификация источников финансирования

· Классификация источников внутреннего финансирования расходов бюджетов

· Классификация источников внешнего финансирования расходов бюджетов

4. Классификация видов государственного долга

· Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ

· Классификация видов государственного внешнего долга государственных внешних активов

 

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов — это груп­пировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому со­держанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюдже­тов является группировкой заемных средств, привлекаемых Рос­сийской Федерацией, субъектами РФ и органами местного само­управления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

5. Ведомственная классификация расходов федерального бюд­жета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональ­ной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов эконо­мической классификации расходов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов представляет собой группировку расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подраз­делам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предмет­ным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов.

Перечни главных распорядителей средств бюджетов субъек­тов РФ и распорядителей средств местных бюджетов утвержда­ются соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов, экономической классификации расходов бюджетов, классифи­кации источников финансирования дефицитов бюджетов едина для бюджетов всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом.

Законодательные или представительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальней­шую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

В бюджетной классификации приводится также перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Она включает целевые статьи расходов федерального бюджета, виды расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация утверждается в форме закона, в который вносятся изменения и дополнения одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной классифика­ции позволит повысить эффективность мобилизации и исполь­зования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.

Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета.

В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделя­ются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.

I. Налоговые доходы:

· налог на прибыль (доход) организаций;

· налог на доходы от капитала;

· подоходный налог с физических лиц;

1) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдель­ным видам минерального сырья, производимым на тер­ритории РФ и ввозимым на территорию РФ;

· федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы;

· налог на покупку иностранных денежных знаков и пла­тежных документов, выраженных в иностранной валюте;

· налог с продаж;

· единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства — вмененный налог на доходы;

2) налоги на имущество:

· налог на имущество физических лиц;

· налог на имущество организаций;

· налог на недвижимость;

· налог на наследование или дарение;

3) платежи на пользование природными ресурсами:

· платежи на пользование недрами;

· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

· лесной налог;

· водный налог;

· экологический налог;

· земельный налог;

4) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:.

· таможенная пошлина;

· таможенные сборы;

5) прочие налоги, пошлины и сборы:

· государственная пошлина;

· взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

· дорожный налог;

· транспортный налог;

· налог на игорный бизнес;

· налог на рекламу;

II. Неналоговые доходы:

6) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

· доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной и муниципальной собственности;

· дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

· доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в го­сударственной собственности;

· проценты, полученные от размещения в кредитных орга­низациях временно свободных средств бюджета;

· проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

· доходы от оказания услуг или компенсации затрат госу­дарства;

· перечисление прибыли Центрального банка РФ;

· платежи от государственных и муниципальных организаций;

· плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным юри­дическим лицам;

· прочие поступления от имущества, находящегося в госу­дарственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

7) доходы от продажи имущества, находящегося в государст­венной и муниципальной собственности:

· поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;

· поступления от продажи государством Принадлежащих ему акций организаций;

· доходы от продажи квартир;

· доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, дру­гого оборудования;

· доходы от реализации конфискованного, бесхозного иму­щества, кладов и другого имущества, перешедшего в госу­дарственную и муниципальную собственность;

· доходы от реализации государственных запасов;

· доходы от продажи земли и нематериальных активов;

· поступления капитальных трансфертов из негосударст­венных источников;

· административные платежи и сборы;

· штрафные санкции, возмещение ущерба;

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· прочие неналоговые доходы;

8) безвозмездные перечисления:

· от бюджетов других уровней;

· от государственных внебюджетных фондов;

· от государственных организаций;

· от наднациональных организаций;

· средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;

9) доходы целевых бюджетных фондов:

· дорожные фонды;

· экологические фонды;

· фонд развития таможенной системы РФ;

· государственный фонд борьбы с преступностью;

· фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

· целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ;

· целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ вклю­чает следующие разделы:

· государственное управление и местное самоуправление;

· судебная власть;

· международная деятельность;

· национальная оборона;

· правоохранительная деятельность и обеспечение безопас­ности государства;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· промышленность, энергетика и строительство;

· сельское хозяйство и рыболовство;

· охрана окружающей природной среды и природных ре­сурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

· транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

· развитие рыночной инфраструктуры;

· жилищно-коммунальное хозяйство;

· предупреждение и ликвидация последствий чрезвычай­ных ситуаций и стихийных бедствий;

· образование;

· культура, искусство и кинематография;

· средства массовой информации;

· здравоохранение и физическая культура;

· социальная политика;

· обслуживание государственного долга;

· пополнение государственных запасов и резервов;

· финансовая помощь бюджетам других уровней;

· утилизация и ликвидация вооружений, включая выпол­нение международных договоров;

· мобилизационная подготовка;

· прочие расходы;

· целевые бюджетные фонды.

Экономическая классификация расходов бюджетов включает следующие статьи:

1) текущие расходы:

· выплаты процентов;

· субсидии и текущие трансферты;

· оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом;

2) капитальные расходы:

· капитальные вложения в основные фонды;

· создание государственных запасов и резервов;

· приобретение земли и нематериальных активов;

· капитальные трансферты;

3) предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом по­гашения:

· предоставление кредитов (бюджетных ссуд);

· предоставление государственных кредитов правительст­вам иностранных государств;

· возврат государственных кредитов правительствами ино­странных государств;

· итого расходов.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования де­фицитов бюджетов РФ включает следующие статьи:

1) финансирование дефицита бюджета за счет кредита Цен­трального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

2) государственные ценные бумаги;

3) бюджетные ссуды, полученные от государственных вне­бюджетных фондов;

4) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

5) прочие источники внутреннего финансирования.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита включает статьи, относящиеся только к федеральному бюджету:

1) кредиты международных финансовых организаций;

2) кредиты правительств иностранных государств, предос­тавленные РФ;

3) кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

5) прочее внешнее финансирование.

Классификация видов государственных долгов.

Огромное негативное воздействие на экономику России ока­зывает накопленный государственный долг. В бюджетной клас­сификации выделен раздел классификации видов государствен­ных внутренних долгов РФ и субъектов РФ. Раздел включает сле­дующие статьи:

· целевой заем 1990 г.;

· целевые вклады и чеки на автомобили;

· государственный внутренний заем РФ 1991 г.;

· государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;

· государственный внутренний заем 1992 г.;

· задолженность Правительства РФ по кредитам, получен­ным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991—1994 гг., включая задолженность по процентам;

· казначейские обязательства;

· государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

· государственные краткосрочные облигации;

· государственные казначейские векселя;

· переоформленные в вексель Минфина РФ задолженно­сти: по централизованным кредитам и начисленным про­центам организаций АПК и организаций, осуществляю­щих завоз продукции в районы Крайнего Севера; пред­приятий текстильной промышленности Ивановской об­ласти по неуплаченным процентам за пользование цен­трализованными кредитами; по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва;

· государственные гарантии;

· облигации федеральных займов с переменным и посто­янным купонным доходом;

· государственный сберегательный заем;

· государственный внутренний целевой заем РФ для пога­шения товарных обязательств;

· индексация вкладов населения;

· задолженности: по техническим кредитам, предоставлен­ным Центральным банком РФ странам СНГ; Пенсионно­му фонду РФ по возмещению расходов по выплате госу­дарственных пенсий и пособий; по внутреннему валютно­му долгу; по абонированным векселям Агропромбанку; предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности; облигации государст­венных нерыночных займов.

Классификация видов государственного внешнего долга РФ включает следующие статьи — государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от: правительств иностранных государств; иностранных коммерческих банков и фирм; международных финансовых организаций.

Федеральный бюджет Российской Федерации

Федеральный бюджет является первым уровнем бюд­жетной системы Российской Федерации. Федеральный бюд­жет — основной финансовый план государства, утверждае­мый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (табл. 6).

Данные, приведенные в табл. 6, свидетельствуют, что основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов. За последние три года их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практически неизменной. Однако по отношению к объему ВВП картина несколько иная. Если в 2001 г. налоговые доходы составляли 14,42% к ВВП, то в 2002 г. они по плану должны были снизиться до 11,8% к ВВП, ожидаемая оценка на конец года прогнозируется на уровне 15,45%. По прогнозу на 2003 г., налоговые доходы должны составить 14,5% (без единого социального налога (ЕНС)). Относительное (в%% к ВВП) снижение уровня налоговых доходов федерального бюджета в 2003 г. против ожидаемой оценки на 2002 г. на 0,95 процентных пункта предусматривается за счет следующих основных факторов (см табл. 3).

Как видно из табл. 3, значительное снижение относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета (в % к ВВП) прогнозируется в связи со снижением относительного уровня налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет отставания темпов роста курса рубля по отношению к доллару по сравнению с темпами ВВП, а наиболее существенный рост налоговых доходов федерального бюджета предусматривается за счет индексации ставок акцизов.

 

Таблица 3 «Структура доходов федерального бюджета, %»

Виды доходов
А
Всего доходов без целевых бюджетных фондов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Налоговые поступления в том числе 93,97 91,5 92,4 85,22 93,45 93,42 93,6
налог на прибыль 19,2 14,3 8,34 18,17 14,46 11,05 8,6
подоходный налог с граждан (налог на доходы физических лиц)     5,83 2,42 0,16    
НДС 43,13 42,1 35,9 34,5 43,27 40,92 46,1
Акцизы 19,03 23,5 20,2 16,53 15,75 12,31 11,3
налоги на совокупный доход     0,20 0,23 0,26 0,27 0,35
платежи за пользование природными ресурсами 3,0 2,5 21,9 3,06 3,12 10,33 8,9  
Налоги на покупку иностранных денежных знаков 0,6 0,57 0,44 0,14 0,13 0,11
налог на внешнеэкономическую деятельность 5,5 8,08 21,1 20,25 15,97 18,14 16,2
Прочие налоги и сборы 1,6 0,41 0,22 0,14 0,14   0,02
неналоговые доходы 6,3 8,49 7,6 6,57 5,38 5,78 6,4

 

Это результат достаточно непоследовательной налоговой реформы, которая ориентируется на снижение налогового бремени, но при этом растет давление федеральных налогов.