Цели и задачи системы управления адаптацией

Управление адаптацией персонала

Многие руководители недостаточно много времени уделяют процессу адаптации персонала, считая, что есть инструкции, есть регламенты - чего же ещё нужно? Пусть новичок берёт их, изучает, а что ему непонятно - пусть спрашивает.

И сразу же напрашивается вопрос: « А для чего вообще нужна адаптация новых сотрудников?»

Чтобы ответить на него, необходимо для начала рассмотреть цели и задачи системы управления адаптацией.

Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:

* уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

* снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

* сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ощущают себя ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

* экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

* развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, в том числе:

* качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;

* объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);

* отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;

* престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;

* особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;

* наличие отработанной системы внедрения новшеств;

* гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;

* особенности социально-психологического климата в коллективе;

* личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:

* организация семинаров, курсов и подобных мероприятий по различным аспектам адаптации;

* проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

* интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;

* проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств;

* специальные курсы подготовки наставников;

* использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного поощрения сотрудника за успешное решение поставленных задач;

* выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;

* выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.).

Прежде всего, она необходима для того, чтобы сократить время, которое обычно требуется новому сотруднику для того, что бы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей.

Таким образом, система адаптации выгодна как самому новому сотруднику, так и руководству компании. При использовании грамотно разработанной системы адаптации человек, недавно пришедший в компанию, чувствует себя на новом месте более комфортно, а руководство получает от него максимальную отдачу в работе.