Тема 2. Субъекты налоговых отношений
Доход
Имущество
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (Часть первая ГК РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (действующая редакция от 23.12.2003); Часть вторая ГК РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (действующая редакция от 23.12.2003); Часть третья ГК РФ от 26.11.2001 № 146-ФЗ) (ГК РФ):
• вещи, включая деньги и ценные бумаги;
• иное имущество (В соответствии с Гражданским кодексом к имуществу не относятся работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага).
В такой формулировке имущество — классический вариант предмета, а не объекта налогообложения. Указание на этот объект налогообложения обусловлено многообразием самих объектов налогообложения, возникающих и связи с имуществом:
• реализация имущества;
• сам факт наличия имущества в собственности.
Доход — экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Правила и особенности определения этой экономической выгоды устанавливаются отдельно для каждого налога, связанного с доходом.
В силу определенной специфики этой экономической категории доходы для целей налогообложения классифицируются по двум признакам:
1) по местонахождению источника дохода:
• доходы от источника в РФ;
• доходы от источника за пределами РФ;
2) по виду дохода:
• обычные доходы от деятельности;
• дивиденды и проценты.
Отнесение доходов к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ производится по правилам, установленным для каждого налога на доходы. Если же установленные в налоговом законодательстве правила отнесения не позволяют однозначно классифицировать доход по этому признаку, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов РФ.
Стоимость (цена) реализации
Указание стоимости в качестве объекта налогообложения в действующем налоговом законодательстве не совсем корректно с точки зрения теории налогообложения. Однако эта экономическая категория имеет большое значение на этапе определения величины налоговой базы.
В условиях рынка цена сделки определяется условиями конкретного договора, а не интересами государства. Однако именно сделки чаще всего порождают объект налогообложения, а цены сделок соответственно определяют размер налоговой базы. При этом величина налоговой базы соответствующих налогов прямо пропорциональна цене. Эта математическая зависимость побуждает налогоплательщиков сознательно занижать цены сделок (иногда только на бумаге), чтобы уменьшить величину налоговой базы, и, как следствие, суммы уплачиваемого налога. Пресечь подобные попытки государство может, только установив правила, по которым определяется цена сделки для целей налогообложения. Правила определения цены сделки для целей налогообложения содержатся в ст. 40 НК РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения». Укажем лишь наиболее общие правила:
• при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы);
• во всех остальных случаях чаще всего для целей налогообложения принимается цена, непосредственно указанная сторонами сделки; изначально предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (обязанность в случае необходимости доказать обратное ложится на налоговые органы); при этом, в частности, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
• между взаимозависимыми лицами;
• по товарообменным (бартерным) операциям;
• при совершении внешнеторговых сделок;
• при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В вышеуказанных случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен.
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ – налоговые органы;
4) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения – таможенные органы;
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов либо сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, сборщики налогов и сборов;
6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы — при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
7) органы государственных внебюджетных фондов (До 1.07.2003 в число участников налоговых отношений включалась Федеральная служба налоговой полиции РФ, упраздненная Указом Президента РФ от 11.03.2003 № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с 1.07.2003.).
Налогоплательщики и плательщики сборов. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов). Взаимозависимые лица. Обособленные подразделения организаций и особенности исчисления и уплаты налогов по месту их нахождения
Налогоплательщики и плательщики сборов
Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
Разница между налогоплательщиками - физическими лицами и налогоплательщиками - организациями заключается:
• в составе уплачиваемых налогов;
• в процедуре исчисления и уплаты налогов;
• в ответственности за нарушения налогового законодательства.
Различия в составе уплачиваемых налогов связаны с тем, что в российской налоговой системе присутствуют три вида налогов в зависимости от того, кто является налогоплательщиком. Например, налог на прибыль организаций уплачивается только организациями, физические лица уплачивают аналог этого налога, называемый налогом на доходы физических лиц; земельный налог уплачивают обе категории налогоплательщиков.
Налогоплательщики – физические лица, в свою очередь, подразделяются на две категории — простые налогоплательщики и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). В отличие от простых налогоплательщиков индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно вести учет операций, формирующих налоговые базы уплачиваемых налогов (бухгалтерский учет по упрощенной схеме), и уплачивают часть налогов, уплачиваемых организациями, — НДС, акцизы и др.
Различия в составе и размере уплачиваемых налогов установлены также для следующих видов налогоплательщиков – физических лиц:
• налоговых резидентов РФ — физических лиц, фактически находящихся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году;
• физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Определенные различия между физическими лицами и организациями существуют и в процедуре исчисления и уплаты отдельных налогов. Для каждого налога эти различия (если они присутствуют) указываются отдельно. Так, земельный налог организации исчисляют самостоятельно, а физические лица уплачивают по уведомлениям, полученным из налоговых инспекций, на которых возложена обязанность исчислить сумму налога.
Различие в ответственности за совершение налоговых правонарушений заключается в том, что в случае налогоплательщика-организации ответственность могут нести параллельно как сама организация, так и физическое лицо — работник организации, допустивший правонарушение. В случае налогоплательщиков – физических лиц такой параллельной ответственности не возникает. Кроме того, за ряд налоговых правонарушений предусмотрена уголовная ответственность, которую не могут нести организации.
Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Права налогоплательщиков и плательщиков сборов, перечисленные в НK РФ, можно разделить на следующие группы:
- информационные права:
• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
• получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
• представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
• присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
• получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
• требовать соблюдения налоговой тайны;
- экономические права:
• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
• требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
- общеустановленные права (То есть права, не являющиеся специфическими для налоговых отношений, а базирующиеся на аналогичных нормах Конституции РФ и других законодательных актов):
• представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
• требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
• обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок этой защиты определяется НК РФ и федеральными законами. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Установленные обязанности налогоплательщиков также можно разделить на группы:
- общеустановленные обязанности:
• уплачивать законно установленные налоги;
• выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- информационные обязанности:
• встать на учет в налоговых органах (если такая обязанность предусмотрена НК РФ);
• вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (если такая обязанность предусмотрена налоговым законодательством);
• представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать (если такая обязанность предусмотрена налоговым законодательством), а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция от 30.06.2003).
• представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (в случаях, предусмотренных НК РФ);
• предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ;
• в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций также и произведенные расходы) и уплаченные налоги.
Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели помимо перечисленных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения либо жительства о следующем:
Действие | Срок, в который должен быть проинформирован налоговый орган |
Открытие или закрытие счетов | В 10-дневный срок |
Участие в российских и иностранных организациях | В срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия |
Создание на территории РФ обособленных подразделений | В срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации |
Реорганизация | В срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения |
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик или плательщик сборов несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики и плательщики сборов, уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.
Обособленные подразделения организаций и особенности исчисления и уплаты налогов по месту их нахождения
В налоговом законодательстве РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (созданные на срок более одного месяца). Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Взаимозависимые лица
Для целей налогообложения взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20% (доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой);
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным НК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Действующим налоговым законодательством установлено, что при совершении сделок между взаимозависимыми лицами налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам. Если в ходе такой проверки выяснится, что примененные сторонами сделки цены товаров, работ или услуг отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен.
Налоговые агенты. Права и обязанности налоговых агентов
Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.
Налоговое агентство возникает в тех случаях, когда в силу определенных причин прямые налоговые взаимоотношения налогоплательщика и государства затруднены. В таких ситуациях в роли налогового агента выступает другое лицо (не сам налогоплательщик), непосредственно связанное с плательщиком деловыми отношениями, порождающими у налогоплательщика объект налогообложения. В действующем налоговом законодательстве РФ указано несколько случаев, когда организация либо физическое лицо должно взять на себя обязанности по налоговому агентству. Все такие случаи можно подразделить на несколько групп:
• налогоплательщиком является физическое лицо;
• налогоплательщиком является иностранное физическое или юридическое лицо;
• налогоплательщиком является государственная либо муниципальная структура.
Наиболее распространенной является ситуация, в которой налогоплательщиком является физическое лицо. Основная цель введения в этом случае налогового агентства — минимизировать затраты государства на сбор налога. Взаимоотношения с организацией, выплачивающей доход в пользу сразу некоторого количества налогоплательщиков, гораздо легче контролировать, да и самих таких налоговых агентов гораздо меньше, чем налогоплательщиков. Следует отметить, что не во всех странах в подобной ситуации требуется налоговое агентство. Однако в РФ в настоящее время принудительное удержание из доходов физических лиц налога на доходы (до выплаты самого дохода) является одним из самых эффективных способов обеспечить уплату этого налога налогоплательщиками.
В ситуациях, когда налогоплательщиком является иностранное лицо, налоговое агентство возникает в отношении лиц, которые не только не являются зарегистрированными налогоплательщиками в РФ, но и не собираются вступать в налоговые взаимоотношения с РФ. Это могут быть:
• иностранные организации, связанные деловыми отношениями с российскими контрагентами (например, организации, предоставляющие транспорт в аренду российским организациям; такие организации совершенно необязательно должны иметь представительства на территории РФ; кроме того за все время деловых отношений такой компании с российским контрагентом может ни разу не возникнуть ситуация, требующая присутствия должностного лица этой компании на территории РФ);
• иностранные лица (как юридические, так и физические) — держатели ценных бумаг российских организаций и получающие доход по этим бумагам.
Налоговое агентство, возникающее относительно налогоплательщика - государственной или муниципальной структуры, призвано облегчить межбюджетные взаимоотношения. Такая ситуация встречается в гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» относительно исчисления и уплаты этого налога по арендным платежам, когда арендодателем является орган государственной или муниципальной власти. В данной ситуации обязанности налогового агента возлагаются на арендатора: перечисляя арендодателю сумму арендной платы, он одновременно перечисляет в бюджет соответствующую сумму НДС.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (см. вопрос «Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)»).
Различия в обязанностях между налогоплательщиками и налоговыми агентами обусловлены спецификой налоговых взаимоотношений этих двух категорий с государством. Если налогоплательщик только исчисляет и уплачивает налоги, то налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет налоги, а также осуществляет контрольные функции. Для налоговых агентов установлены следующие обязанности:
1) правильно и своевременно исчислять соответствующие налоги, удерживать их из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты или внебюджетные фонды;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, налогов, удержанных и перечисленных в бюджеты и внебюджетные фонды, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в том же порядке, который предусмотрен в НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Представители налогоплательщиков. Их полномочия, права и обязанности
Налоговое законодательство разрешает налогоплательщику, плательщику сборов и налоговому агенту участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие.
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Законные представители организации представляют указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (либо бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых отношениях, признаются действиями (либо бездействием) самой организации.
Законные представители физического лица выступают в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов или иными участниками налоговых отношений.
Уполномоченный представитель организации осуществляет свои п номочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установлен» гражданским законодательством РФ.
Уполномоченный представитель физического лица осуществляет полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии гражданским законодательством РФ.
Уполномоченными представителями не могут быть:
• должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органы государственных внебюджетных фондов;
• судьи;
• следователи;
• прокуроры.
Налоговые органы и органы, осуществляющие налоговый контроль. Права, обязанности ответственность налоговых органов и их должностных лиц
Согласно НК РФ контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов в пределах своей компетенции осуществляют:
• налоговые органы;
• таможенные органы;
• органы государственных внебюджетных фондов.
Отдельно в НК указано положение органов внутренних дел, полномочия которых НК РФ ограничивает следующим:
• участие вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (такое участие возможно по запросу налоговых органов);
• при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Права налоговых органов:
1) информационные права:
• требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (либо удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты, удержания и перечисления налогов;
• проводить налоговые проверки в установленном порядке; при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены);
• вызывать в налоговые органы на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных установленных случаях;
• осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (независимо от места их нахождения), используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения; проводить в установленном порядке инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
• привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
• создавать налоговые посты в установленном порядке;
• контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам (Это право налоговых органов сохраняется и после того, как утратили силу статьи НК РФ, регламентировавшие налоговый контроль за расходами физического лица);
• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
2) экономические права:
• приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на них в установленном порядке;
• определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет и внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Это право налоговые органы имеют в случаях:
- отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
- непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
- отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
• взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в установленном порядке;
• заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
3) общеустановленные права:
• требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение указанных требований;
• предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты или внебюджетные фонды, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми или дочерними, с соответствующих основных обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары зависимых или дочерних обществ, и наоборот;
- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
Обязанности налоговых органов:
1) общеустановленные обязанности:
• соблюдать законодательство о налогах и сборах;
• осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
• направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушение налогового законодательства, содержащее признаки преступления, — в 10-дневный срок со дня выявления таких обстоятельств);
2) информационные обязанности:
• вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
• проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
• соблюдать налоговую тайну;
• направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а в предусмотренных случаях — налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора;
3) экономические обязанности:
• осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Налоговые органы также несут другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
Обязанности должностных лиц налоговых органов:
1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать и честь и достоинство.
Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в пределах своей компетенции в случаях, когда налоговым законодательством на них возложены обязанности по налоговому контролю. Должностные лица этих органов при осуществлении налогового контроля несут обязанности, предусмотренные для должностных лиц налоговых органов.
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки налогоплательщиков вследствие неправомерных действий, решений или бездействия как самих органов, так и их должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в установленном порядке. Органы государственных внебюджетных фондов несут аналогичную ответственность, но причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств соответствующего внебюджетного фонда.
Сами должностные лица и работники органов несут ответственность за неправомерные действия или бездействие в соответствии с законодательством РФ.