Виды и методы налоговых проверок

Одним из наиболее эффективных методов контроля со сто­роны налоговых органов является проверка. Различают каме­ральные и выездные налоговые проверки.

В соответствии с налоговым законодательством установле­но ограничение: проверкой могут быть охвачены только три ка­лендарных года деятельности налогоплательщика. Если у нало­говых органов при проведении камеральных или выездных про­верок возникает необходимость получения информации о дея­тельности налогоплательщика в иные сроки, то налоговый ор­ган имеет право истребования документов, подтверждающих деятельность, в том числе путем проведения встречной провер­ки. Однако законом запрещено проведение налоговыми органа­ми повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, уплаченным или подлежащим уплате за уже прове­денный налоговый период, за исключением случаев, когда про­верка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица.

Таможенные органы имеют право проведения камеральных и выездных проверок в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Камеральная налоговая проверка проводится по месту на­хождения налогоплательщика на основании предоставленных налогоплательщиком документов. Проверка проводится упол­номоченными должностными лицами налогового органа. При выявлении уполномоченными лицами ошибок в предоставлен­ных отчетных документах или обнаружении противоречивых сведений об этом сообщается налогоплательщику, который обя­зан дать пояснения по существу вопроса, а в отдельных случаях представить дополнительные документы (факты). Камеральные проверки носят технический характер, и акт об их проведении и проверке налогоплательщика не составляется.

Выездная налоговая проверка проводится на основании ре­шения руководителя налогового органа в соответствии с прика­зом министра РФ по налогам и сборам. НК РФ не определяет и не обязывает налоговые органы заблаговременно информиро­вать налогоплательщика о проведении такой проверки, хотя и не запрещает эту процедуру.

Выездная налоговая проверка может проводиться по одно­му или нескольким налогам одновременно. Причем налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же на­логам и в тот же период. Продолжительность выездной провер­ки не может превышать двух месяцев, в исключительных слу­чаях трех месяцев. При проведении проверок филиалов и пред­ставительств налогоплательщика срок проверок увеличивается до одного месяца.

Выездная налоговая проверка осуществляется в связи с ре­организацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Уполномоченные должностные лица налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок имеют право проводить инвентаризацию имущества или производить осмотр (обследование) помещений и территорий, используемых налого­плательщиком для извлечения дохода.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке.