Цели и задачи проведения аттестации
Как известно, правильно поставленная цель - необходимое условие построения системы и достижения результата. Поэтому аттестация, как и любой проект, начинается с определения цели. В теории аттестации как инструмента управления персоналом выделяют три основные группы целей:
- решение административных задач (изменение заработной платы, системы поощрения, определение соответствия занимаемой должности);
- решение вопросов развития потенциала (приведение человеческих ресурсов в соответствие с планами организации);
- оценка текущей деятельности и выявление рабочих проблем (определение результатов за прошедший период, потребность в обучении, улучшение текущей деятельности и пр.).
Общие условия и порядок проведения аттестации работников определены Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31.10.1996 № 84 (далее - Типовое положение). Согласно п. 1 Типового положения целями проведения аттестации работников являются:
- улучшение подбора, расстановки и подготовки кадров, повышение их деловой квалификации, качества и эффективности труда;
- обеспечение более тесной связи материальных и моральных стимулов с результатами труда.
Исходя из этих целей п. 2 Типового положения определяет следующие основные задачи аттестации:
- объективная оценка результатов деятельности работников и установление соответствия их занимаемым должностям;
- выявление кандидатур в резерв на выдвижение;
- определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работников.
Присвоение специалистам квалификационных категорий, которое также происходит путем аттестации, в большей степени регулируется Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 32 в редакции постановления того же Министерства от 30.10.2007 № 135 (далее - Общие положения ЕКСД).
Согласно п. 21 Общих положений ЕКСД аттестация специалистов на присвоение квалификационных категорий проводится в целях объективной оценки их профессионального уровня, морального и материального стимулирования профессионального роста, улучшения подбора и расстановки кадров, повышения ответственности работников за выполнение профессиональных обязанностей, развития творческой и деловой инициативы.
Таким образом, исходя из юридических последствий, которые влечет за собой аттестация, можно определить две практические цели ее проведения:
- определение соответствия (несоответствия) руководителя либо специалиста занимаемой должности, что может повлечь за собой повышение (понижение) в должности, увольнение;
- присвоение специалистам квалификационных категорий, что влечет за собой повышение оклада.
Организационная работа по подготовке к аттестации осуществляется кадровой службой нанимателя при участии руководителей структурных подразделений, представителей работников и (или) общественных организаций (профсоюза) и включает в себя:
- подготовку приказа нанимателя о проведении аттестации;
- составление списков работников, подлежащих аттестации, и работников, временно освобожденных от нее;
- установление количества аттестационных комиссий и их состава;
- подготовку графиков проведения аттестации;
- подготовку характеристик на аттестуемых работников;
- подготовку бланков аттестационных листов, протоколов заседания аттестационных комиссий;
- проведение разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
Приказом о проведении аттестации согласно п. 8 Типового положения утверждаются сроки и график проведения аттестации, список аттестуемых, состав аттестационной комиссии (председатель, секретарь, члены комиссии), перечень необходимых материалов на аттестуемых и порядок их представления. Приказ доводится до сведения работников не менее чем за месяц до начала аттестации.
При составлении списка работников, подлежащих аттестации, следует учитывать, что в соответствии с п. 4 Типового положения от аттестации освобождаются:
- лица, проработавшие в данной должности либо по данной профессии менее одного года;
- выпускники дневных учебных заведений в течение первого года работы после окончания учебы;
- беременные женщины;
- работники, находящиеся на длительном излечении;
- женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, в течение первого года после выхода их на работу.
Заметим, что приведенная норма не запрещает проводить аттестацию указанных лиц вообще, а лишь освобождает их от обязанности проходить аттестацию. Следовательно, если работник, подпадающий под одну из вышеперечисленных категорий лиц, с целью получения более высокой категории желает пройти аттестацию, то отказать ему в этом наниматель не вправе. Такое желание работника, как представляется, должно быть выражено им в письменном заявлении.
Согласно п. 10 Типового положения на каждого работника, подлежащего аттестации, составляется служебная аттестационная характеристика, которая подписывается непосредственным руководителем аттестуемого работника и вместе с должностной инструкцией представляется в комиссию не позднее, чем за две недели до начала аттестации. Характеристика должна содержать полную и объективную оценку профессиональноделовых и личностных качеств аттестуемого работника, выполнения должностных обязанностей, результатов его практической деятельности. Аттестуемого работника необходимо ознакомить с характеристикой не менее чем за неделю до начала аттестации.