Элементы и структура налогов

Налог считается установленным лишь в том случае, когда оп­ределен субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога. Признаками налога, как такового являются:

- легитимность налога которая подразумевает изъятие на­лога (сбора);

- только с законных операций;

- безвозмездность налога - означает, что субъект налога пе­редает часть своего дохода государству и не получает взамен ни­каких льгот;

- принудительность изъятия налога (сбора) из части дохода субъекта налога в соответствии с законом о налогообложении;

- императивность налога - означает, что субъект налога не вправе отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей по внесению налогового оклада (части своего дохо­да) в соответствующий бюджет;

- смена формы собственности налога - означает, что собст­венность (часть дохода) субъекта налога передается в собствен­ность государства и др.

В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установ­ленным. Элементы налога отражают его социально-экономиче­скую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основны­ми элементами налога являются:

- объект (предмет) налогообложения;

- налоговая база;

- источник налога;

- налоговая ставка;

- единица обложения (налога);

- налоговый оклад;

- сумма налога;

- налоговая льгота;

- порядок исчисления налога;

- налоговый период;

- порядок и сроки уплаты налога и др.

Объект (предмет) налогообложения - это имущество, при­быль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответст­вии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпош­лина).

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная харак­теристика объекта (предмета) налогообложения.

Источник налога - доход субъекта налога, из которого вно­сится оклад налога (взимается налог).

Налоговая ставка - размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый оклад - сумма налога, исчисляемая на весь объ­ект налога за определенный период времени, подлежащая вне­сению в соответствующий бюджет.

Единица (масштаб) налога — единица измерения объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадрат­ных метрах и других единицах измерения.

Сумма налога - сумма налога, уплачиваемая субъектом на­лога с объекта (предмета) обложения.

Налоговая льгота - снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отноше­нию к другому плательщику налога.

Налоговый период - календарный год или иной период вре­мени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сум­ма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

Элементы налога составляют структуру налога, каждая ха­рактеризуется:

- зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различ­ные виды доходов;

- влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;

- зависимостью колебания цен на товары (продукты) от на­логов (сборов);

- зависимостью колебания самих налогов (налоговых ста­вок) от изменения параметров элементов налога и т. д.

 

1.3. Классификация налогов

Классификация налогов - это система их группировки по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научный аспект, но, прежде всего, практическую на­правленность.

Анализ многих работ экономистов, занимающихся про­блемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обоб­щая их, можно выделить ряд характерных признаков, кото­рые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы.

В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выбрать следующие:

- иерархию уровня власти или уровень управления и власти;

- объект обложения или среду изъятия;

- полноту прав использования налоговых сумм;

- источник уплаты налога;

- субъект уплаты налога;

- способ изъятия дохода;

- метод обложения (по ставке);

- способ обложения;

- назначение (функция) налога;

- характер построения налоговых ставок и т. д.

По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации признака по­ложена иерархия уровня власти, издающей закон о налогообло­жении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисле­ния и уплаты налогов.

По объекту обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потребления и т. д. В основу классификации налогов положен признак, харак­теризующий:

- операции по реализации товаров (работ, услуг),

- имущество,

- доход,

- прибыль,

- природные ископаемые и т. д.

Признак имеет стоимостную оценку, количественную или качественную характеристику, с наличием которых у налого­плательщика в соответствии с законом возникает обязанность по уплате налога.

По источнику уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода (заработной платы, прибыли), выручки, се­бестоимости продукции и т. д. В основу классификации поло­жен признак дохода субъекта налога, из которого вносится ок­лад налога в бюджет.

По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на закрепленные и регулирующие. В осно­ве такой классификации лежит признак, отражающий полноту прав на использование налоговых сумм. Закрепленный налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксиро­ванной доле (в процентах) на постоянной или долговременной ос­нове поступает в соответствующий бюджет (только в федераль­ный или региональный или местный), за которым он закреплен.

Регулирующий налог - это налог, используемый для регу­лирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде про­центных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в ус­тановленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.

По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В основу клас­сификации положен признак налогоплательщика как физичес­кого лица или организации (юридического лица).

По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщи­ка налоги подразделяются на прямые и скрытые (косвенные). В основу классификации положен принцип перелагаемости на­лога непосредственно на товар (услуги, продукты и т. д.).

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например, подоходный налог с физического лица, налог на прибыль с органи­зации, налог на имущество и т. д.

Прямые налоги можно подразделить на реальные и личные. В основе такого деления лежит признак финансового поло­жения налогоплательщика.

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имуще­ства, товаров или деятельности, независимо от финансового по­ложения налогоплательщика. Личные налоги учитывают фи­нансовое положение налогоплательщика и взимаются у источ­ника дохода (с заработной платы, прибыли, дивидендов и т. д.). Скрытые (косвенные) налоги взимаются в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), то есть взимаются в процессе потребления товаров (работ, ус­луг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавлен­ную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж и др. Скрытые (косвенные) налоги можно подразделить на универ­сальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и тамо­женные пошлины. К универсальным налогам относится налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары (ра­боты, услуги).

Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на оп­ределенной стадии воспроизводства, например, налог с продаж. Монопольные (фискальные) налоги - это вид налогов, реализа­ция которых является монополией государства, например, реа­лизация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т. д. Моно­полия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.

Таможенные пошлины - это косвенный вид налогов, изыс­киваемых при перемещении товаров (работ, услуг) через тамо­женную границу (при внешнеэкономической деятельности). По происхождению пошлины можно разделить на внутренние, транспортные экспортные (вывозные) и импортные (ввозные). По целям их можно классифицировать на фискальные (взимае­мые государством согласно закону), промежуточные (взимае­мые по решению правительства), сверхпротекционные, уравни­тельные, антидемпинговые, дискриминационные, преференци­онные и статистические. По характеру взимания или по став­кам различают специфические, одволарные (взимаемые в про­центном отношении к стоимости товара) и кумулятивные (смешанные). По характеру отношений пошлины подразделяют на конвенционные (платежи по международному праву) и авто­номные (вид таможенного тарифа). Среди пошлин можно выде­лить возвратные пошлины (сумма пошлин, подлежащая возвра­ту при вывозе продукции, получаемой в процессе переработки ввезенного товара) и дифференциальные.

По методу обложения (от ставки) налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линей­ные, дифференциальные, ступенчатые и твердые.

По способу обложения налоги подразделяются на кадастро­вые, декларационные, налично-денежные и безналичные. В ос­нове классификации заложен признак взимания налога по спо­собу обложения наиболее налогом налогоплательщика.

По назначению налоги подразделяют на общие и специаль­ные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образо­вания (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обыч­но формируют внебюджетные фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.).

Из приведенного списка классификационных признаков вид­но, что не представляется возможным выделить один или неболь­шую группу признаков, по которым все виды существующих нало­гов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группу. Границы деления признаков условны, поэтому при разграничении налогов по группам применяется один из при­знаков, имеющий доминирующее значение применительно к дан­ной группе. В основе классификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законода­тельством налоги будут классифицированы по данному признаку. В идеале такой вариант возможен при переходе к единому налогу, то есть замене всех существующих ныне налогов на еди­ный совокупный налог от дохода, взимаемый с юридических лиц.