Технология модульного обучения

 

Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое. Модуль выступает средством модульного обучения. Это программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям. Задания:

- осуществляют непрерывность внутриконкретных и межпредметных связей;

- дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности;

- проблемны;

- отражают механизм усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация).

Начиная работу с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка, с образцом «Проверь себя» и т.д.) После изучения всей темы проводится выходной контроль (контрольная, проверочная работа). Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение). При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.

Деятельность учителя принципиально меняется. Его главная задача – разработать модульную программу, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, то есть, используя потенциал модульного подхода, осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением.

Для успешной работы по технологии модульного обучения учитель должен глубоко продумать систему своих действий.

Система действий учителя включает в себя разработку модульной программы (тематическое планирование темы курса, например, «Климат России», «Квадратные уравнения»).

Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.

В результате создается каскад целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ.

Деятельность учащихся:

- проходит в зоне его ближайшего развития;

- ориентирована на самоуправление и взаимоуправление;

- формирует навыки общения;

- дает возможность работать в индивидуальном темпе;

- рационально распределять своё время;

- реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Алгоритм технологии модульного обучения:

1. Уметь выделить оптимальную модель обучения, представление учебного курса как системы, то есть первичное конструирование материала, наглядное представление по всему курсу, теме, уроку.

2. Этап проектирования – это составление технологической карты модуля, что ведет к закономерности учебного процесса.

3. Учитель создает развивающее поле на определенное количество уроков в зависимости от поставленных целей. Определяется комплексная дидактическая цель модуля, которая формируется на трех уровнях: ЗУН и значение их для последующего усвоения материала, для жизненной практики, для духовного развития.

4. Отбор содержания модуля, который составляет законченный блок информации, при этом учебный материал рассматривается не только как порция информации, которую надо усвоить, но и как источник ценностных ориентаций.

5. Задания (групповые, дифференцированные, парные) направлены на формирование системного мышления (вводятся фундаментальные понятия, раскрывается использование этих понятий в разных разделах, в новых ситуациях.

6. Разработка процедур контроля, измерения, диагностики качества усвоения материала. Уровни планируемого результата: а) базовый; б) продвинутый; в) творческий (тренинг-минимум, решение задач повышенной сложности).

Таким образом, профессиональная культура учителя закономерно выходит на технологический уровень и обретает инструментальный характер, не утрачивая при этом гуманистические ценности. С овладения данной технологии меняется и педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Технология модульного обучения предполагает формирование у учителя методического видения всего учебного процесса по курсу.

Модульное обучение вводится постепенно с тем, чтобы сохранить незаменимое слово учителя, избежать сухости при изучении предмета, учащийся не разучился говорить. Модульное обучение несомненно имеет преимущество перед другими методами обучения.

1. Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).

2. Изменяются отношения учитель-ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться как индивидуально, так и посредством модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль.

3. Изменяется роль учителя. Учитель готовится не к тому, как лучше организовать объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников, которая осуществляется через модули.

 

Прежде чем разработать технологию модульного обучения необходимо:

- составить схематичное изображение модульной программы.

 

 

Технология метапредметного обучения (мыследеятельностный поход)

В чем состоят основные особенности метапредметного образования?

Это работа с деятельностью, передача деятельностных способов. За каждым понятием можно породить способ его передачи. Деятельностные единицы содержания носят универсальный метапредметный характер. Итак, метапредметное учебное занятие включает следующую работу:

  1. Научиться работать с деятельностными единицами содержания
  2. Метапредметность это не есть отрицание предмета (это наоборот очень хорошее знание своего предмета
  3. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей: действие, идеирование, мышление, понимание, речевые способности.
  4. Новаторство в плане использования методических приемов