Игровые технологии

 

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотип поведения в человеческих общностях. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра – это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта и в сфере познавательной деятельности, творчества и активности, стимулирует целеустремленность. С точки зрения О.С.Газмана, игровая деятельность состоит из трех компонентов:

- игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение субъекта к реальной действительности в определенный промежуток времени. Игра будет только в том случае, если есть определенное эмоциональное состояние играющих. Если есть игровое действие, но нет состояния, или есть общение, но вновь нет состояния, то не может быть полноценной игры.

- Игровое общение. Игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует. Общение в игровой действительности специфично, так как в игре существует определенная игровая мобилизация личности на решение задачи взаимодействия со всеми участниками игры в соответствии с правилами. Поэтому можно выделить такие мотивы игрового общения, как ориентация на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения.

- Собственно игровая деятельность строится на анализе трех важных элементов деятельности: субъект (индивид, группа, коллектив); объект (характеризуется в зависимости от игры, цели, участников игрового взаимодействия); активность, которую направляет субъект на объект.

Игровые формы работы в учебном процессе могут внести на себе ряд функций. Выделяют следующие функции игры:

- обучающая функция – развитие памяти, внимания, навыков владения родным и иностранным языками, восприятия информации различной модальности.

- Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока в увлекательное действо.

- Коммуникативная функция – сплочение коллектива учащихся и установление внутри него эмоциональных контактов.

- Релакционная функция – снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения.

-Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации.

- Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств.

- Воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Необходимо определить условия проведения игры:

- материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт;

- должно быть заложено преодоление чего-либо, так как только в этом случае возможна активность действия;

- игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение, как правил, так и содержания),

- в основе игры должна лежать соревновательность, что дает движение, толчок к развитию игровых ролей;

- игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролироваться;

- не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности;

- наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением) позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть, игры включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи). Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать сам предмет.

Остановимся подробнее на дидактических играх. Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся. Дидатическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести её в индивидуальном темпе.

Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).

При организации игры помимо этапа разработки её сценария, который является самым ответственным и сложным при подготовке дидактической игры, немаловажны правильный подбор заданий и разработка критериев оценки деятельности учащихся. Причем подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность. Желательно иметь несколько способов решения, чтобы их выполнение было затруднительно без хорошего знания теоретического материала. Однако большинство задач должны быть доступны и легко решаемы основной массой учащихся. Критерии оценки также могут разрабатываться учителем вместе с учениками. Конечно, они могут быть различны при разных видах работы, выставлять оценку может как учитель, так и сами учащиеся (при групповой работе, после анализа работы каждого члена группы). Возможны различные варианты выставления оценки: в течении урока, в конце игры или после урока (если необходимо оценить письменную работу).

Необходимо обратить внимание на заключительный этап дидактической игры – её анализ. Анализ дидактической игры должен происходить как на уровне класса, можно в различных формах (устно, поочередно или выборочно, письменно, например в форме анкетирования), так и на педагогическом уровне, для чего на урок приглашаются другие учителя.

Дидактической игрой создаются все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций. За счет деятельностных мотивов учащиеся вовлекаются в игру в условиях её неопределенности, непредсказуемости. В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенность дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов снова повторить их, но уже в скорректированном виде.

 

Прежде чем перейти к заданию выполнения самостоятельного применения игровых технологий необходимо законспектировать информацию:

- принципиальную схему функциональной системы игры по В.П.Беспалько. Эта схема позволяет учителю – предметнику составить учебную игру на любую из перечисленных форм.

 

 

Технология «Полного усвоения»

 

Суть технологии «полного усвоения» выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Выходит, что темп усвоения у каждого должен быть свой, что позволит устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 95% учащихся.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Для организации педагогической деятельности выделяются следующие технологические условия.

1. Общая установка учителя. Суть такой установки, которой должен проникнуться учитель, работающий по этой системе, заключается в том, что все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а его задача – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность.

2. Оопределение эталона (критерия) «полного усвоения» для всего курса. Сформулировать эталон «полного усвоения» - значит ответить на вопрос, какие результаты должны быть получены в конце обучения (в конце отдельной темы, тематического раздела, всего курса). Основу эталона «полного усвоения» составляет точное описание учебных целей. Важно найти такой способ точного описания учебных целей, пользуясь которым, учитель сможет по ходу обучения соотнести реальный результат обучения с запланированной учебной целью.

3. Разбивка учебного материала на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждая учебная единица представляет собой целостный раздел учебного материала. Прежде чем осуществить разбивку учебного материала, важно проанализировать его и при необходимости провести дополнительную разработку. Помимо содержательной целостности, ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала. После выделения учебных единиц определяются результаты, которые должны быть достигнуты в ходе их изучения.

4. Составление диагностических тестов. Диагностические тесты составляются по каждой учебной единице. Основное назначение таких тестов – выявить необходимость коррекционной работы, вспомогательных учебных процедур.

5. Составление альтернативных и дополнительных учебных материалов. Альтернативные учебные материалы составляются по каждой группе тестовых вопросов, а дополнительные материалы – в рамках одной учебной единицы. Эти материалы рассчитаны на организацию самостоятельной работы с учащимися над разрешением учебных затруднений и создает условия для дальнейшего развития каждого ученика.

6. Составление разноуровневых контрольных работ. Разноуровневые контрольные работы составляются по каждой учебной единице. В ходе таких работ выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накоплять, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием. Определяется качество тематического образовательного уровня знаний и умений.

7. Выбор оптимальных методов, форм и средств деятельности учителя и деятельности учащихся. Методы, формы и средства должны быть направлены на повышение эффективности и результативности процесса обучения.

8. Ориентация учащихся. Учитель подробно останавливается на том, что должны усвоить учащиеся, как они будут учиться, чтобы достичь «полного усвоения». В качестве основной единицы учебного процесса рассматривается блок логически и организационно завершенных уроков по некоторой теме, имеющий определенную структуру, не зависящую от содержания обучения. Каждый этап структуры соответствует определенному этапу деятельности учащихся по усвоению учебной информации. В зависимости от цели деятельности на каждом этапе подбираются соответствующие формы организации учебного процесса.

 

Прежде чем перейти к заданию выполнения самостоятельного применения технологий «полного усвоения» необходимо законспектировать информацию:

- Ход учебного процесса (стр. 86-92) по книге Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии.