Характеристика страхового надзора
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях:
- соблюдения страхового законодательства,
- предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых страховым законодательством,
- обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства,
- эффективного развития страхового дела.
Система государственного надзора за страховой деятельностью предполагает:
· организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь, путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
· создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
· определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования страховой деятельности;
· установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, актуариям и т. п.
Определение страхового надзора | Принципы | Цель | Объект |
Система нормативных требований, предъявляемых к деятельности субъектов страхового дела, контроля за их соблюдением и применения санкций | Законность, гласность, организационное единство | Защита прав и интересов страхователей и других участников страховых отношений и эффективность развития страхового рынка | Деятельность субъектов страхового дела |
Осуществление функций страхового надзора разделено на установление правовых норм и их применение. Функция по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере страховой деятельности возложена на орган страхового регулирования — Министерство финансов РФ, функция контроля и надзора в сфере страховой детальности реализуется с апреля 2011 ФСФР (до этого – Федеральная служба по страховому надзору)
Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере страховой деятельности являются:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на открытие представительств иностранных организаций;
4) принятие решения о назначении временной администрации ( при ликвидации), о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях, предусмотренных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" а также
- выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
- обращение в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела;
- подача заявления о признании страховой организации банкротом, участие в деле о банкротстве страховой организации;
- рассмотрение дел об административных правонарушениях в части нарушений страхового законодательства и т.д.
К субъектам страхового дела:
- страховые организации,
- общества взаимного страхования,
- страховые брокеры
- страховые актуарии.
Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела.
Субъекты страхового дела обязаны:
- представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
- представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора.
Для того чтобы выполнять контрольные ФСФР наделена соответствующими правами. Страховщики обязаны представлять им установленную отчетность о страховой деятельности и информацию о своем финансовом положении. Органы надзора могут проводить проверки страховщиков на предмет соблюдения ими законодательства о страховании и достоверности представляемой отчетности. При выявлении нарушений органы надзора могут давать страховщикам предписания по их устранению, а в случае их невыполнения приостанавливать или ограничивать действие лицензий таких страховщиков вплоть до принятия решений об отзыве лицензии. При неоднократных нарушениях страховщиком страхового законодательства, а также при выявлении организаций, занимающихся страхованием без лицензии, надзорные органы могут обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации такого страховщика.
3.Лицензирование субъектов страхового дела – самостоятельно по Закону РФ «Об организации страхового дела в РФ», ст.32,32.1-32.8.