КАК ВЫСТУПАТЬ С РЕЧЬЮ

Когда Нельсон Мандела совершал свой "Победный тур" по Со­единенным Штатам после двадцатисемилетнего тюремного заклю­чения в ЮАР, он и президент США Джордж Буш обменялись реча­ми, стоя рядом на лужайке перед Белым Домом.

Президент Буш выступал, как обычно в таких случаях, по гото­вому тексту, но получалось это у него естественно и чуть ли не небрежно. Мандела, которому было уже за семьдесят, говорил торже­ственно, но ни разу не опустил глаз, чтобы свериться с бумажкой. Его английский язык был безупречным, речь - четкой и поразитель­но искренней. Джордж Буш был поражен тем, что Мандела говорил, не прибегая к заранее подготовленному тексту. Когда они направи­лись к Белому Дому, параболические микрофоны прессы уловили его слова: "Отличная речь. И без бумажки. Просто удивительно".

Это всегда производит на людей впечатление - когда кто-то говорит гладко и четко, не заглядывая в бумажку. Но это возможно только в том случае, когда человек мысленно видит то, что говорит. Как правило, его речь течет так легко именно благодаря этой воображаемой картине. [Источник: Рон Хофф.Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. М, 1996, с. 17].

Своеобразие речи состоит в том, что она воздействует на слуша­телей не только словами, использованными при построении фразы, но и тем, как эти слова сказаны (интонация, сила, высота звука и пр.). Эффективное воздействие на аудиторию происходит не столь­ко из-за того, что говорят, сколько из-за того, как это сказано. Одно и то же слово НЕТ может быть сказано повелительно или равно­душно, задумчиво или колюче, категорически или нерешительно, каждый раз придавая этому слову совершенно иной смысл.

На слушателей действует также обстановка, в которой произно­сится речь: помещение, состав слушателей, наличие или отсутствие свежего воздуха, освещение, технические средства, личность самого оратора, его внешний вид и многое другое.

Речь воздействует через структуру и способ произнесения. Об этом свидетельствует Ницше: "Наиболее понятным в речи является не само слово, а тон, сила звучания, интонация, темп, в котором произ­носятся слова - короче, музыка стоящей за ними страсти: все то, что возможно описать". И по праву Ларошфуко полагает: "Зачастую в тоне голоса, в слезах и во всей атмосфере, которую оратор распро­страняет вокруг себя, так же много красноречия, как в выборе слова".

К сожалению, в реальной практике деловой коммуникации много таких выступающих, которые говорят перед аудиторией, не задумы­ваясь над тем, как они это делают. А. П. Чехов писал: "Лектор мед­ленно засыпал, аудитория намного его опередила".

Чтобы прийти к успеху, оратору необходимо каждый раз пом­нить о следующем:

1. Выступающий принимает на себя некое обязательство перед публикой. Он старается доказать нечто такое, что должно получить поддержку слушателей и вылиться в некое действие.

2. Слушатели молча оценивают это обязательство ("Есть ли в этом смысл?", "Точны ли эти факты?", "Внушает ли мне доверие этот человек?"). А после окончания речи публика, как правило, выносит приговор. Опытный оратор не допустит отрицательного ре­зультата, он хорошо подготовится к встрече и будет постоянно сле­дить за тем, как его выступление воспринимается аудиторией, по невербальным сигналам. Когда выступление не нравится, слушатели начинают менять положение тела, смотреть на часы, разворачивать ноги в сторону двери, поворачиваться к оратору боком, спиной, зе­вать, закрывать лоб руками, опираться головой на обе руки, разгова­ривать с соседом, всячески показывая нежелание слушать оратора.