ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ

Публичные речи могут быть включены в другие формы деловой коммуникации, такие, как деловые совещания, конференции, дис­куссии, презентации, а могут иметь и самостоятельное значение. Речь в деловой среде направлена на достижение прагматических целей, например речь адвоката - чтобы эффективно защитить кли­ента, речь руководителя на совещании - чтобы стимулировать вы-сокопродуктивность работы его участников, для информирования, речь на митинге - чтобы убедить участников, склонить их к дейст­вию и т. п.

Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интерес­ной и полезной. Французская поговорка гласит: "Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!" Слушатели намного ча­ще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.

2. Она должна быть составлена правильно в композиционном от­ношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Введение и основная часть должны дать ответы на сле­дующие четыре вопроса.

Введение. Почему я говорю?

Основная часть. Каково существующее положение (Что было? Что есть? Что должно быть вместо этого? Как можно изме­нить существующее положение?)

Заключение содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким образом изменить существующее положение.

Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обра­щена к разнородной аудитории.

Сэр Гамильтон думал лаконично и связно, оставив нам пять за­поведей искусства речи:

• Понять, что следует сказать;

• Упорядочить: что по делу, а что шутки ради;

• Облечь в слова и украсить слогом;

• Запечатлеть в памяти;

• Приятно и достойно изложить.