Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Реорганизация юридического лица является способом прекращения существующих юридических лиц с одновремен­ным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсаль­ного правопреемства.

Существует пять способов реорганизации:

1.слияние,

2.при­соединение,

3.преобразование,

4.разделение,

5.выделение (ст. 57 ГК РФ).

Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязан­ностей двух или нескольких юридических лиц и прекращени­ем последних.

Присоединением юридического лица признает­ся прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридиче­скому лицу.

Разделением юридического лица признается пре­кращение юридического лица с передачей всех его прав и обя­занностей вновь созданным юридическим лицам.

Выделением юридического лица признается создание одного или несколь­ких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обя­занностей реорганизуемого юридического лица без прекраще­ния последнего.

Под преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида понимается из­менение его организационно-правовой формы.

Реорганизация юридического лица может быть добро­вольной и принудительной. Добровольная реорганизация осу­ществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредитель­ными документами. Как правило, специальные законы отно­сят решение вопроса о реорганизации и ликвидации к компе­тенции общего собрания участников.

В случаях, установленных законом, реорганизация юри­дических лиц в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, в целях недопущения огра­ничения конкуренции в случаях, указанных в ст. 27 Закона о защите конкуренции, необходимо согласие антимонополь­ного органа).

В соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ допускается принуди­тельная реорганизация юридического лица в форме его разде­ления или выделения из его состава одного или нескольких юри­дических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а так­же некоммерческой организацией, осуществляющей деятель­ность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного орга­на может принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет необ­ходимые документы (разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц) и передает их на рассмотрение суда. Утверждение судом указанных документов являет­ся основанием для государственной регистрации вновь возни­кающих юридических лиц.

Ликвидацияюридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть доброволь­ной и принудительной. Добровольно ликвидация осуществ­ляется по решению уполномоченных субъектов (учредителей (участников) либо органа юридического лица).

Принудитель­ная ликвидация осуществляется на основании решения суда: 1) в случае грубых нарушений закона, допущенных при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с не­однократным или грубым нарушением закона;

3) в случае систематического осу­ществления некоммерческой организацией, в том числе об­щественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, проти­воречащей ее уставным целям;

4) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных организационно-пра­вовых форм юридических лиц.

Требование о принудительной ликвидации юридического лица при наличии указанных ос­нований может быть предъявлено в суд компетентным госу­дарственным органом или органом местного самоуправления.