ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И ВЫЖИВАЕМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Эффективность трудового процесса определяется активностью его участников в зависимости от различных условий. Знание этих условий дает возможность влиять на активизацию действий сотрудников.
Ситуационно обусловленные трудовые отношения определяются следующими факторами: структурой деловых качеств личности, состоянием личности, квалификацией сотрудников, знанием ситуации на предприятии и перспектив его развития, оплатой труда, вознаграждениями и перспективами дальнейшего роста зарплаты и т.д.
Перечисленные ситуационные факторы влияния представляют собой систему, имеющую специфические черты и свойства на каждом предприятии
Основу концепции управления персоналомсоставляет обеспечение выживаемости организации путем более высоких темпов формирования и развития ее кадрового потенциала по сравнению с изменением внешней среды.
При рыночных условиях функционирования организации задачи управления персоналом перестали быть второстепенными. В их решении заинтересован каждый хозяйствующий субъект. Между тем рыночная экономика в отличие от административно- командной системы характеризуется жесткими условиями управления персоналом. Это прежде всего, неопределенности и риски в деятельности каждой организации и ее сотрудников, а также переходные процессы, которыми они охвачены.Резко повышается ответственность кадровых служб перед сотрудниками, собственниками организации и аппаратом управления.
Особая значимость управления персоналом вытекает и из более широкого спектра возможностей обеспечения выживаемости организации таким путем.
Переход к рыночным отношениям на основе конкуренции сопровождается необходимостью развития организационных структур управления, преобразования жестких иерархических структур в гибкие, адаптивные, состоящие из подразделений, каждое из которых занимается определенным видом предпринимательской деятельности.
Переход к гибким структурам выдвигает на первое место факторы, которые оказывают на них воздействие. В этой связи технология управления персоналом, основанная на принципах иерархии, уступает место технологиям, базирующимся на технике индивидуальной и групповой работы, совместных ценностях и установках, которые управляют поведением человека без «кнута и пряника».
Основу концепции управления персоналом составляет человек как объект управления. Управление персоналом есть непосредственная работа не только менеджеров кадровых служб, но и руководителей всех подразделений. Предметом труда в этом случае становится человек как источник и носитель информации.
Новые службы управления персоналом создаются на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и т.д. Задачи новых служб заключается в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации.
В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чистого кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлении, профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов и т.д.