Реформы 60 – 70-х гг. и контрреформы второй половины XIX в.

Россия в эпоху реформ и контрреформ второй половины XIX в.

1. Реформы 60 – 70-х гг. и контрреформы второй половины XIX в.

2. Общественная мысль и особенности общественно-политического движения в России.

 

Реформы, столь необходимые стране, начались лишь при Александре II (1855–1881). Инициатором радикальных преобразований выступил сам Александр II, очень противоречивый человек в настроениях и деятельности. 36-летний наследник вступил на престол в 1855 г. Россия, привыкшая к переменам с разрешения монарха, очнулась. Вокруг Александра II в первые годы его правления сложилась группа просвещенных, либерально настроенных сановников и членов царской фамилии, которые понимали, что «так дальше жить нельзя». После Крымской войны они были готовы проявить волю, настойчивость и последовательность в проталкивании и проведении назревших реформ. В России существовал солидный реформаторский задел.

Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались уже давно. В последние десятилетия перед реформой 1861 г. углубились социально-экономические процессы разложения крепостничества. Возможности крепостного хозяйства как экономической системы на исходе первой четверти ХIХ в. были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса. Крепостничество стало серьезным тормозом развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, все более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения (в них к середине ХIХ в. находилось более 70 % крепостных крестьян): он выразился в заметном падении производительности барщинного труда. Серьезные трудности переживали и оброчные имения.

Поражение в Крымской войне открыли глаза правительству на главную причину экономической и военно-технической отсталости страны – крепостное право – и на социальную опасность его дальнейшего сохранения. Крепостная Россия не выдержала военного соперничества с коалицией экономически более развитых и технически лучше оснащенных европейских стран. Крепостное хозяйство и особенно государственные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса: громадные расходы на войну серьезно подорвали финансовую систему государства; частые рекрутские наборы в годы войны, рост денежных и натуральных повинностей, связанных с войной, разоряли население, наносили ущерб и помещичьему хозяйству. Экономический кризис неизбежно породил и кризис социальный. Крестьянский протест уже не ограничивался локальными, разрозненными бунтами и выливался в массовые движения.

Впервые о необходимости отмены крепостного права официально было заявлено Александром II в краткой речи, произнесенной им в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Он указывал, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу». Однако большинство российского дворянства было настроено крепостнически и выступало против каких-либо реформ. Царя поддерживала либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее других втянуто в рыночные отношения. Они представили ему ряд своих проектов отмены крепостного права. В адрес правительства и императора за 1855–1857 гг. поступило свыше 60 записок с предложениями о реформах. Большую роль в их подготовке и проведении сыграли С.С. Ланской, Я.И. Ростовцев, П.А. Валуев, братья Н.А. и Д.А. Милютины и многие другие представители либеральной бюрократии.

Выработка оснований крестьянской реформы сначала была возложена на Министерство внутренних дел. В 1857 г. царем Александром II был учрежден Секретный комитет для решения крестьянского вопроса под председательством А.Ф.Орлова. Это был последний, десятый по счету секретный комитет по крестьянскому вопросу. В 1858 г. во всех губерниях, на которые распространялось крепостное право, были учреждены губернские комитеты из местных помещиков, в которых высказывались и фиксировались соображения по поводу предстоящей реформы. Комитеты готовили местные проекты освобождения крестьян. В это же время крестьянский вопрос стал широко обсуждаться в печати, появились различные проекты реформы.

В 1858 г. Главный комитет принял новую программу реформы, предусматривавшую предоставление крестьянам их наделов в собственность посредством выкупа, правительственное содействие выкупу путем организации кредита и введение крестьянского самоуправления в рамках сельской общины. Именно эта программа и легла в основу проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

В 1859 г. в Петербурге в качестве рабочего органа при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии, которые собирали предложения губернских комитетов с мест и выработали единые для всей России «Положения» об отмене крепостного права. Одна комиссия должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах», другая – «Местных положений о поземельном устройстве крестьян». Фактически две комиссии слились в одну, сохранив множественное наименование – Редакционные комиссии. Это был вневедомственный нетрадиционный орган, который проделал основную работу по подготовке проекта «Положений о крестьянах». Он подчинялся непосредственно императору. Председателем Редакционных комиссий был назначен Я.И.Ростовцев. В августе 1859 г. проект «Положений о крестьянах» Редакционными комиссиями был в основном подготовлен. В октябре 1860 г. Редакционные комиссии завершили свою работу, и проект «Положений» поступил в Главный комитет по крестьянскому делу. В начале 1861 г. проект «Положений» был рассмотрен Государственным Советом.

19 февраля 1861 г. «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» были подписаны Александром II. В этот же день царь подписал Манифест об отмене крепостного права. Эти и другие документы кардинально изменили статус 22 млн.. крепостных крестьян, 19 млн.. государственных, 2 млн.. удельных. Тогда же был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского сословия» под председательством великого князя Константина Николаевича. Он заменил собой Главный комитет по крестьянскому делу и был призван осуществлять высшее наблюдение за введением в действие «Положений». «Положения» были представлены 17 законодательными актами: «Общим положением», четырьмя «Местными положениям и о поземельном устройстве крестьян», о порядке введения в действие «Положений» и др. Отныне крестьяне могли свободно вступать в брак, передвигаться по стране, заниматься предпринимательством. Крестьяне получили фамилии и паспорта. Однако ликвидация феодальных отношений в деревне – не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений». В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г. – такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать несколько измененные повинности. Но и после 1863 г. крестьяне долгое время находились на положении «временнообязанных», т.е. обязаны были нести установленные «Положениями» феодальные повинности – платить оброк и выполнять барщину. Завершающим актом ликвидации феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Окончательная дата перевода на выкуп и, следовательно, прекращения временнообязанного положения крестьян законом не была определена. Однако разрешался перевод крестьян на выкуп сразу после опубликования «Положений» либо по обоюдному соглашению их с помещиком, либо по одностороннему его требованию.

Общее положение распространялось на губернии европейской части страны. По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу. Крестьянам были предоставлены гражданские права. Однако черты внеэкономического принуждения еще продолжали сохраняться на период временнообязанного состояния крестьян: помещик мог требовать смены сельских должностных лиц, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Но с переводом крестьян на выкуп эта опека над ними помещика прекращалась. Последующие реформы в области местного управления, суда, военной службы расширяли права крестьянства: он мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные заведения.

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за нее установленные повинности (натуральный (продуктовый)/денежный оброк или барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. В основу выкупа была положена не реальная, рыночная цена земли, а феодальные повинности, т.е. крестьянам пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу – утрату помещиком крепостного труда. Размер выкупа за надел определялся путем «капитализации оброка». Суть ее заключалась в следующем. Годовой оброк приравнивался к 6% с капитала Х. Если крестьянин уплачивал оброк с 1 души мужского пола в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма Х составляла: 10 руб.: 6% х 100% = 166 руб. 67 копеек. Так как свободными средствами крестьяне не располагали, дело выкупа частично взяло на себя государство путем проведения «выкупной операции». Для этого было учреждено при министерстве финансов Главное выкупное учреждение. 80 % стоимости надела (если крестьяне получали по норме высший надел) и 75 %, если им предоставлялся надел менее высшего, помещику выплачивало государство. Остальные 20-25 % выкупной суммы крестьянин выплачивал сам непосредственно помещику – сразу или в рассрочку, деньгами или отработками. Выкупная сумма, уплачиваемая государством помещику, рассматривалась как предоставленная крестьянам ссуда, которая погашалась крестьянами ежегодно течение 49 лет в размере 6 % от этой ссуды. До расчета с помещиком крестьянин оставался временнообязанным (временнообязанное состояние крестьян официально было прекращено в 1883 г.). Наделение крестьян землей носило принудительный характер: помещик обязывался предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его. Нельзя было отказываться от земли до 1870 г. (в течение 9 лет). По сути, крестьяне платили деньги не за землю, а за несостоявшуюся прибыль от крепостного труда. Сумма платежей за землю составила к 1906 г. 1 млрд. 656 млн.. руб., тогда как ее рыночная стоимость равнялась 867 млн.. руб.

При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий. Исходя из этого, вся территория Европейской России была разделена на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную. В нечерноземной и черноземной полосах устанавливались высшая и низшая (1\3 высшей) нормы наделов, а в степной – одна указная норма.

При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестьянина-собственника». Однако земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору (за исключением крестьян западных губерний), а общине. Сельское общество было связано круговой порукой перед местными и центральными властями. Перед государством сельское общество отвечало за выплату выкупных платежей. Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел. Крестьяне оказались прикрепленными к общине. С общиной государству было проще иметь дело, чем со множеством разобщенных крестьянских хозяйств, дворов, семей.

Земли крестьяне получили после отмены крепостного права меньше в среднем на 1/5 часть, чем находилось в их пользовании до реформы. Лучшие земли забрали помещики, в т. ч. и в наделах крестьян (в связи в тем, что, по мнению помещиков, часть земли была «лишней», больше установленной душевой нормы, поэтому она «отрезалась»). Так образовались «отрезки» (луга, выпасы, водоемы, другие ценные угодья, за которые крестьянам пришлось платить высокую арендную плату).

Таким образом, крестьяне получали от государства:

- без выкупа: личную свободу; право на личное имущество;

- за выкуп в собственность: усадьбу (крестьянский дом) с малым приусадебным участком;

- за выкуп в наследственное пользование: земельный надел.

Предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян крестьянское общественное управление. Первоначальной ячейкой являлось сельское общество (община) (оно состояло из одного или нескольких селений). Сельское управление состояло здесь из: сельского схода, сельского старосты. Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных повинностей. Несколько смежных сельских обществ (от 300 от 2000 крестьян мужского пола) составляли волость. Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских повинности. Волостной сход выбирал на 3 года волостного старшину, который, как и сельский староста, выполнял ряд административно-хозяйственных функций: следил за порядком в волости. Крестьянская община была поставлена под жесткий государственный контроль. Сельские старосты и волостные старшины, избираемые крестьянами, были подчинены местной администрации. Выход крестьянина из общины был затруднен.

Важную роль в проведении в жизнь крестьянской реформы на местах играл созданный летом 1861 г. институт мировых посредников. Они проверяли и утверждали уставные грамоты (определявшие пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками) и др.

С 1866 г. были переведены на выкуп душевых наделов земли удельные и государственные крестьяне; раньше они платили за пользование землей оброчную подать. 28 декабря 1881 г. было издано «Положение», предусматривавшее перевод остававшихся еще на временнообязанном положении крестьян на обязательный выкуп, начиная с 18 января 1883 г. К 1906 г. бывшие удельные и государственные крестьяне внесли в казну соответственно 115 и 968 млн.. руб. В 1907 г. были отменены выкупные платежи.

Отмена крепостного права проводилась в различных регионах империи по особым правилам. В отдельных губерниях реформа продолжалась до
1917 г.

Указы 1858-1859 гг. предоставили удельным крестьянам личную свободу и право перехода «в городские и другие свободные сельские состояния». В 1863-1865 гг. удельные крестьяне были переведены на выкуп. В 1866 г. был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян». Сельские общества сохраняли земли, находившиеся в их пользовании, но не свыше 8 десятин на 1 душу мужского пола в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях.

Безусловно, крестьянская реформа имела огромное значение для российского общества, особенно для помещичьих крестьян. Если же принимать во внимание экономическую и цивилизационную ее стороны (важные при анализе перехода страны к индустриальной, капиталистической стадии развития), то общество потеряло в динамике, темпах развития. Деньги, полученные за землю государством и помещиками, в большинстве своем не направлялись на расширенное воспроизводство; власть сельских обществ и общинное землевладение не способствовали развитию индивидуальных хозяйств и формированию класса людей свободного наемного труда. Крестьяне, уходившие на заработки и промыслы, вносили подати в свое сельское общество, покупали паспорта, что означало увеличение податного тягла в пользу государства. Волостными правлениями по 50 губерниям Европейской России в среднем за 1861–1870 гг. ежегодно выдавалось более 13 паспортов на 1 тыс. душ мужского и женского пола, а в 1891–1900 гг. – 53 паспорта.

В то же время по сравнению с аналогичными реформами в других странах реформа в России была в большей мере социально продуманной: крестьян не оставили без средств к существованию, без земли. Важно заметить, что в ходе реформы были образованы однотипные органы управления на уровне губернии, уезда, волости и создано одно сословие – сельские жители.

Выиграло от реформы государство. За землю государство должно было выплатить дворянству 1 млрд.218 млн. руб. На деле государство выплатило 902 млн.руб. Выигрыш государства – 316 млн.. руб. (Государство вычло всю задолженность дворянства государственным банкам). Государство не дало помещикам живых денег, а 5%-ные выкупные свидетельства. Уменьшалось крестьянское землепользование, т.к. они отказывались от дополнительных земельных наделов, из-за того, что были не в состоянии выплатить выкупные платежи. Реализация реформы шла медленно. Крестьяне справедливо посчитали, что их обманули. Но бунты в отдельных местностях были подавлены. А крестьяне стали мечтать о «черном переделе».

Значение реформы:

отмена крепостного права и последующие реформы обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав;

реформа создала благоприятные условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства к капиталистическому;

реформа создала необходимые условия для утверждения капитализма в стране. Возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистической страны: сформировались новые социальные слои населения - буржуазия и пролетариат.

Большинство современных историков сходятся на том, что главная реформа очередного цикла российских реформ получилась ограниченной, непоследовательной, породила многочисленные проблемы и противоречия. Земля в общине распределялась в пользование по числу душ. При изменении состава семей, отделении новых семей в самостоятельные хозяйства происходило дробление земельных участков (земля в общине делилась на 10-20 полей). Каждое поле делилось на полосы в соответствии с численным составом каждого отдельного семейства. Между полосами немало места занимали межи, границы. В пореформенной деревне возникли такие проблемы, как малоземелье, чересполосица, отдаленность участков друг от друга. Однако некоторые исследователи полагают, что средний уровень хозяйств оставался низким, примитивным. Сельское хозяйство развивалось медленно и стало действительно тормозить развитие промышленности, экономики в целом. Была реализована модель консервативного, медленного развития аграрного сектора, удобная для государства (сбор налогов) и помещиков (сохранение зависимости крестьян). Мужики затаили обиду.

В январе 1862 г. российское правительство впервые в истории страны опубликовало государственный бюджет, точнее — роспись государственных доходов и расходов.

Вопрос о местном управлении возник в конце 1850-х годов в связи с подготовкой крестьянской реформы. В 1860 г. был подготовлен проект правил о местном управлении, которое строилось по принципу выборности и бессословности. 1 января 1864 г. вышли «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Эта реформа самая либеральная среди остальных реформ Александра II. Всесословность – шаг на пути к гражданскому обществу. Создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). И те и другие избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний получили название гласных (имевших право голоса). Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Все избиратели делились на три курии: 1. уездных землевладельцев 2. городских избирателей и 3. выборных от сельских обществ. В первую курию входили все землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, а также лица, обладавшие другой недвижимой собственностью стоимостью не менее чем 15 тыс.руб. При формально бессословном характере указанного имущественного ценза первую курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне и торгово-промышленная буржуазия. Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах с определенным годовым доходом, а также владельцы городской недвижимости определенной стоимости. Вторая курия была представлена главным образом городской буржуазией. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, то по третьей, не предусматривавшей имущественного ценза, многостепенными. Многостепенность выборов по третьей курии преследовала цель провести в земства наиболее состоятельных гласных из крестьян и ограничить самостоятельность сельских и волостных сходов при выборе представителей в земства из своей среды. По первой курии избиралось такое количество гласных в земства, как и по остальным двум, что, несмотря на всесословность земств, на деле обеспечивало в них преобладание поместного дворянства.

Председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской – министр внутренних дел. Ежегодно проводились сессии земских собраний. Члены земских управ работали постоянно. Земства нанимали врачей, учителей, техников, статистиков и др. Они составляли третий элемент в земстве. Первым считались гласные земских собраний, вторым – члены земских управ.

С 1864 г. до 1879 гг. XIX в. только в 34 из 78 губерниях страны постепенно вводилось в действие «Положение о земских учреждениях». Земства вводились только в тех губерниях, где преобладало русское дворянство. Земства не вводились в Сибири, Архангельской, Астраханской и Оренбургской губернии и а национальных окраинах.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения в четырех направлениях: медицина, просвещение, помощь крестьянскому хозяйству, статистика. Земским учреждениям предоставлялся ряд полномочий. Среди них: производство выборов, определение порядка действий земских исполнительных органов и их содержания, рассмотрение земских смет и установление размеров сборов, приобретение и отчуждение недвижимого имущества, определение правил образования и расходов капиталов земств для решения хозяйственных и социальных проблем (постройка церквей, дороги, устройство и содержание местных путей сообщения, призрение, образование, медицина, страхование, чистота площадей и улиц, санитарное состояние промышленных и других предприятий др.) Ранее этим занималась уездная и губернская администрация, а теперь заботы о местных делах и расходы на них перекладывались на земства.

Земствам запрещалось объединение в любых формах в общероссийском масштабе. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не только не имели права решать, но даже ставить на обсуждение. В центре не было создано никакого учреждения для координации деятельности земств. Был установлен контроль над их деятельностью со стороны центральной и местной власти - министра внутренних дел, губернатора.

Деятельность земств все более ограничивалась последующими законодательными актами. Они ставили земства в еще большую зависимость от власти губернатора, ограничивали гласность и публичность заседаний. Однако, несмотря на ограничения, земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: в устройстве почт, в дорожном строительстве, в медицинской помощи на селе, в деле народного просвещения. За полвека своей деятельности земства открыли 28 тыс. школ. Велика была роль земств в статистическом изучении народного хозяйства. Земства, хотя и ограниченные в правах, показали свою жизнеспособность, приспособленность к требованиям жизни. Земства политизировались. Вопреки законодательным актам земства превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. Возникновение в 70-80-х годах ХIХ в. земского либерально-оппозиционного движения, с которым считалось правительство, стало важным фактором общественно-политической жизни страны.

На тех же началах, что и земская, проводилась городская реформа. Существовавшие с 1785 г. сословные органы городского самоуправления заменялись всесословными, избираемыми на основе имущественного ценза. 16 июня 1870 г. вышло «Городское положение». В 509 городах Российской империи (за исключением Царства Польского, Финляндии и районов Средней Азии) вводились органы самоуправления - городские думы, избираемые на 4 года. Городские думы избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы в составе городского головы, его заместителя и нескольких членов. Городской голова являлся председателем как Городской думы, так и Городской управы. Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25-летнего возраста, обладавшие имущественным цензом плательщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости. Избиратели распределялись на три курии (каждая платила треть налогов) в зависимости от размеров уплачиваемых в городскую казну сборов. На своих собраниях они выбирали по трети гласных думы. Наряду с частными лицами избирательное право получали и ведомства - разные учреждения и общества, платившие сборы в городской бюджет. Каждое из них выбирало в городскую думу по одному гласному. Рабочие, служащие, интеллигенция, освобожденные от уплаты налогов, устранялись от участия в самоуправлении.

Основные направления деятельности городских дум были практически такими же, как и земских учреждений. Компетенция городских дум была также ограничена рамками чисто хозяйственных вопросов: благоустройство городов, попечение о местной торговле и промышленности, общественное призрение, здравоохранение и народное образование. Бюджет Городской думы формировался из средств, получаемых от налогов и сборов с городской недвижимости, торговых и промышленных заведений.

По существу, реальная власть в городе принадлежала губернаторам и градоначальникам. Несмотря на ограниченность реформы городского самоуправления, она явилась крупным шагом вперед, поскольку заменила прежние сословно-бюрократические органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Они сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии пореформенного города.

Важное значение для развития российского общества и государственности имели преобразования в области судоустройства и судопроизводства на основе Судебных уставов 20 ноября 1864 г. Они предусматривали бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность, публичность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это явилось значительным шагом вперед по сравнению с прежним сословным судом с его безгласностью, отсутствием защиты.

Вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в пределах губернии, которая составляла в этом отношении судебный округ), второй - судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов. В окружных судах по уголовным делам предусматривался институт присяжных заседателей. Эти независимые друг от друга системы объединялись лишь подчинением одному высшему судебному органу – Сенату. Мировой суд учреждался в уездах и городах для разбора гражданских исков на сумму до 500 руб. и мелких правонарушений. Мировой судья, который должен был обладать определенным имущественным цензом, выбирался уездными земскими собраниями и городскими думами на несколько волостей и участок в городе. Мировой судья был первой инстанцией, представлявшей собой мировой участок. Второй инстанцией являлся уездный съезд мировых судей. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом.

Прокуратура стала составной частью судебного ведомства, вводился институт адвокатуры (присяжные и частные поверенные), а также институт судебных следователей. Впервые вводился нотариат.

Новые суды, в отличие от старых сословных судов, были гласными, т. е. открытыми для публики и прессы. В основу судебной процедуры был положен состязательный процесс, в ходе которого представитель обвинения – прокурор и защитник подсудимого – адвокат должны были выяснить все обстоятельства дела, допрашивая свидетелей, анализируя вещественные доказательства. Решение по делу принимали присяжные заседатели.

Суды и следователи, по закону, были несменяемы, имели высокие должностные оклады. С 1867 г. проводилась военно-судебная реформа, были образованы полковые и военно-окружные и главный военный суды.

В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права. Однако в новой судебной системе оставалось немало черт сословного суда. Из всех проводимых в стране реформ судебная реформа была самой радикальной по духу и замыслу на пути к правовому государству.

Однако, в 70-е гг. значительно:

- была ограничена публичность судебных заседаний, освещение их в печати;

- усилилась зависимость судебных чиновников от местной администрации;

- подрывался принцип несменяемости: вместо следователей все чаще назначались исполняющие должность следователя, на которых принцип несменяемости не распространялся;

- политические дела стали вести не следователи, а жандармы, судопроизводство осуществлялось не судами присяжных, а Особым присутствием правительствующего Сената;

- с конца 70-х гг. значительная часть политических дел стала рассматриваться военными судами.

Особое внимание власть уделяла проблеме укрепления обороноспособности страны. В 60-70-е гг.в России была проведена военная реформа, она проводилась под влиянием уроков Крымской войны, изменений в обществе. Содержание военного строительства обусловливалось также ростом вооружений и развитием военной техники в Европе, усилением военной напряженности в Европе, необходимостью укрепления западных границ страны и активизацией политики России в Среднеазиатском и Дальневосточном регионах по ограждению влияния и недопущению в них преобладания ряда западноевропейских стран, установлению государственных границ империи.

Большую роль в осуществлении реформы сыграл военный министр Д.А. Милютин (1816–1912), находившийся на этом посту с 1861 по 1881 г. Преобразования начались во второй половине 50-х гг.: сокращалась численность «небоевого элемента» армии и флота; упразднялись военные поселения, разрабатывались новые положения по изменению правового статуса казачьих войск и уставов службы для казаков.

В 60-70-х годах ХIХ в. была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившаяся наиболее важной реформой – созданием новой системы комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

Вооруженные силы России разделились на постоянные войска (кадровая армия, запас, казачьи войска) и государственное ополчение, а также на действующие и запасные экипажи флота.

Были реформированы органы управления и приняты законы, определявшие их функции. В 1864 г. вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления. В 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, инженерные войска, действующая армия во время ведения военных действий, военно-учебные заведения. Значительно изменилась система подготовки офицерских кадров. В военно-учебные заведения получили доступ представители всех сословий. Высшее военное образование давали академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Военно-Медицинская.

1 января 1874 г. Александр II утвердил Устав о воинской повинности. все воинские силы делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Устав ввел принцип всесословной воинской повинности, изменил порядок комплектования армии и флота и прохождения воинской службы, определил статус военнослужащего российской армии и флота (наряду с этим были приняты уставы о службе казаков). Таким образом была отменена рекрутская повинность.

Согласно новому Уставу к службе формально привлекались все мужчины по достижении 20-летнего возраста, без различия сословий. От нее освобождались духовные лица, студенты, врачи, учителя, инородцы. От призыва из запаса в армию, действующие команды флота и от службы в государственном ополчении освобождались чиновники всех штатных должностей первых четырех классов. Не призывались также в определенных случаях лица по состоянию здоровья и по семейному положению. В целом по стране на военную службу шло не более 30 % призывников. Срок действительной службы в сухопутных войсках был определен в 6 лет и 9 лет в запасе, во флоте соответственно – 7 и 3. Срок службы сокращался в зависимости от образовательного ценза. Если же получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то срок службы дополнительно сокращался еще вдвое. Армия играла значительную роль в распространении грамотности, так как всех неграмотных во время службы обучали, что стимулировало рост образованности в стране. В 60-е годы ХIХ в. были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска.

Составной частью реформы явилось укрепление военной промышленности и техническое переоснащение армии и флота.

Таким образом, была проведена не просто реорганизация армии и флота, а военная реформа в государстве, которая изменила сами вооруженные силы, их положение в обществе, отношение общества (в прямой или косвенной форме) к вопросам обороноспособности страны. Реформа учитывала положение России на международной арене. Основные усилия государства направлялись на поступательное развитие военной организации через систематизацию ее структур и функций.

Сложное финансовое положение страны после Крымской войны потребовало упорядочения всего финансового дела. Проведение в 60-х годах серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансов и коснулось аппарата финансового управления. В 1860 г. для оживления промышленности и торговли был учрежден Государственный банк, которому передавались вклады упраздняемых кредитных учреждений – Заемного и Коммерческого банков.

Потребности промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники требовали расширения народного образования, развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений. В 1864 г.было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Оно предоставляло право открывать начальные школы как общественных учреждениям, так и частных лицам с разрешения властей. В пореформенной России существовали четыре вида начальных школ: учрежденные частными лицами; Министерством народного просвещения (министерские), земствами (земские) и церковно-приходские. В 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий».Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. По данному уставу гимназии разделялись на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические гимназии давали гуманитарное образование. В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания. Окончившие классические гимназии имели право поступать в университеты без экзаменов. После реальных гимназий можно было поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения. Уставом учреждались прогимназии – четырехклассные учебные заведения. В 1871 г. новый устав гимназий предусматривал сохранение только классических гимназий. Устав 1872 г. о реальных гимназиях заменял их шестиклассными реальными училищами.

В 1863 г. был утвержден Университетский устав. Он распространялся на 5 российских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. Каждый университет должен был иметь 4 факультета – историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Университетам была предоставлена довольно широкая автономия. Устав не предоставил права поступления в университеты женщинам. Однако, в конце 60-70-х гг. ХIХ в. было положено начало высшему женскому образованию в России. Стали открываться высшие женские курсы. В Петербурге были созданы Высшие медицинские курсы. В Москве были открыты Высшие женские курсы историко-филологического направления. Открывались курсы в Казани, Киеве и других городах. Особую известность получили курсы историка К.Н.Бестужева-Рюмина в Петербурге, так как они давали наиболее основательное высшее образование.

В 1865 г. вышли «Временные правила о печати», которые предоставили незначительные уступки печати. С конца 60-х годов была издана серия законов и постановлений, вводивших более строгие меры воздействия на печать.

Современники называли реформы 60-70-х гг. «великими», так как они значительно изменили социально-политические и экономические отношения в российском обществе (они проникали во все сферы жизни общества). Их характер, как и развитие страны в целом, определялся политикой укрепления российской государственности и России в целом. Власть государства над обществом приобрела новые формы, учитывающие традиционные устои жизни. По своим установкам реформы вполне отвечали духу времени: власть трезво оценивала назревшие проблемы и пыталась решить их таким образом, чтобы обеспечить стране возможность нормально развиваться, идти в ногу с другими великими державами. Они открыли путь интенсивному экономическому развитию, значительно продвинули Россию по пути капитализма, изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Однако как только выяснилось, что на реформаторском пути правящей бюрократии придется поступиться какой-то долей своей неограниченной власти, она начала сворачивать реформы. (Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией).

Царь смотрел на реформы как на средство укрепления финансовой, военной, международной мощи империи. Они позволили преодолеть назревавший острый кризис в обществе, но постепенно их (реформ) ход замедлился. К концу 70-х гг. самодержавие потеряло инициативу в проведении преобразований, а общество уже не могло остановиться на полпути. Объективно оно нуждалось в отношениях, свойственных индустриальной, капиталистической стадии развития. Александр II в сознании народа представлялся как царь-освободитель, но крестьянская реформа была далека от завершения. Заметно ухудшилось положение крестьянства из-за малоземелья, высоких выкупных платежей. Заметно возросло число крестьянских волнений. Единение с передовой частью российского общества в начале проведения реформ казалось залогом успешного преодоления кризиса. Теперь же общество испытывало разочарование в монархе. Активизировали свою деятельность представители либеральной бюрократии, а также различных общественно-политических движений – земств, рабочих союзов, революционных народников. Брожение в деревне, волна рабочих стачек и забастовок, активизация террористической деятельности народовольцев, рост либерально-оппозиционного движения оказали существенное воздействие на правительство и явились факторами, обусловившими кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. Попытка повернуть страну вспять после того, как она заметно двинулась вперед, вызывала острое недовольство общества. Социальная напряженность усугублялась безынициативностью правительства. В правительстве развивался конфликт между сторонниками реформаторского курса и теми, кто стремился приостановить преобразования. В ходе общественного кризиса на рубеже 70-80-х гг. радикальное общественное течение — революционеры-народники — перешло к террористической борьбе. На активизацию народнических организаций правительство ответило репрессиями.

В феврале 1880 г. Александр II после покушения Халтурина созвал совещание для выработки мер подавления терроризма в стране. 12 февраля 1880 г. была образована «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия». Во главе ее был поставлен харьковский губернатор М.Т. Лорис-Меликов. Затем он стал министром внутренних дел. В задачу комиссии входило положить предел покушениям поколебать государственный и общественный порядок. Ставилась задача привлечь на сторону власти либеральную часть общества. Комиссия проработала до мая 1880 г. В августе 1880 г. было упразднено III отделение. Учреждался с теми же функциями Департамент государственной полиции при МВД, т.е. речь шла не об упразднении, а о переименовании этого органа высшей полиции. Однако 1 марта 1881 г. он был убит в результате очередного покушения со стороны революционной организации «Народная воля».