C. Социологическое направление в криминологии

B. Психологические концепции

A. Биологические теории причин преступности

Зарубежные концепции причин преступности

Российские теории причин и условий преступности

Понятие и классификация причин и условий

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ.

Причина ≠ детерминанта

Детерминация (более широкое понятие) – любая взаимосвязь между 2 явлениями. В философии существует более 30 видов детерминации: кроме причинно-следственной связи, пространственно-временная, функциональная зависимость, связь состояний. Причинность – один из видов детерминации.

Криминологическая детерминация использует 3 вида связей: причинная связь, обусловливающая связь, функциональная зависимость

Причинность – это связь генетическая, т.е. причина – это то, что само по себе порождает следствие в виде преступления.

Условие – это явление или процесс, которые сами не могут породить данное следствие, но сопутствуя причинам в пространстве и времени, обеспечивают их развитие, необходимые для возникновения следствия.

Условие – явление, кот. формирует причину либо создает возможность ее действия

Функциональная связь – при функц.связи явлений изменение в одном ряду явлений вызывает изменения в другом ряду (пример функц.зависимости – корреляц.зависимость; корреляция измеряется от 0 до 1, нулевая зависимость свидетельствует об отсутствии взаимодействия исследуемых явлений, а связь близкая либо равная 1 означает причинно-следственную или обусл.детерминацию)

Причины и условия преступности – система негатив. для общества и гос-ва явлений детерминирующих преступность как свое следствие

Классификация причин и условий

1. Уровневая(проф. Кудрявцев), подвергается критике

3 уровня проявления криминогенных факторов:

a. Причины и условия макросреды (социальной среды в целом). Имущественное расслоение население (социально-экономическое неравенство), безработица, экономическая нестабильность, национальные конфликты, военные конфликты, распространение правового нигилизма, изменение системы ценностей, кризис института семьи

b. Причины и условия микросреды (среды непосредственного формирования личности - семья, неформальные группы, школа, трудовой коллектив). Неполная семья, материально не обеспеченная семья, агрессивная семья, конфликтная семья, криминогенная семья, индифферентная семья; в школе – непрофессионализм, формализм, приклеивание ярлыков, отсутствие индивидуального подхода; неформальные группы с противоправ.поведением

c. Особенности самой личности и особенности конкретной жизненной ситуации, в которой совершается преступление. Психические аномалии, повышенная агрессивность, ситуация острой нужды, острая конфликтная ситуация, хронический алкоголизм и наркомания, виктимное поведение жертвы

2. По содержанию

a. Социально-экономические

b. Политические

c. Нравственно-психологические

d. Правовые

e. Организационно-управленческие

f. Идеологич.

g. Технические

h. И другие