Лекция 12. Холизм и редукционизм, креационизм и эволюционизм в представлении мира

Лекция 11. Эволюционный переворот в биологической картине мира

Происхождение жизни. Формы и уровни жизни. Биологические явления. Биологическая система Линнея. Эволюционная картина мира. Теория эволюции Дарвина. Молекулярно-генетический уровень. Современное развитие эволюционной теории Ч. Дарвина. Молекулярно-генетический подход» Изучение молекулярных основ воспроизводства жизни и процессов жизнедеятельности. Законы генетики Менделя. Открытие генетической роли нуклеиновых кислот. Открытие молекулярных механизмов генетической репродукции и биосинтеза белка. Открытие молекулярных-генетических механизмов изменчивости. Изучение молекулярной основы обмена веществ. Онтогенетический уровень. Открытие клетки Гуком. Изучение строения клетки Шванном. Прокариоты и эукариоты Архебактерии. Популяционнобиоценотический уровень. Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз.

Учение Вернадского о биосфере. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Понятие ноосферы. Глобальный экологический кризис. Рациональное использование природных ресурсов и охрана биосферы.

В современной науке продолжается обсуждение проблем холизма и редукционизма, креационизма и эволюционизма с разных мировоззренческих позиций. Холи́зм(от др.-греч. ὅλος, «целый, цельный») — в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, весь мир — это единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который ввёл в философскую речь термин «холизм» в 1926 году, опираясь на слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».

В связи с этим, многими холистическими мыслителями религиозной и трансцендентальной ориентации делался вывод, что развитие мира должна направлять некая внешняя по отношению к нему сила, не разложимая на части. В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей.

Холизм в истории философии. Холизм господствовал в натурфилософии с древности до XVII столетия. Пример холистического утверждения из трудов Гиппократа: «человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира», или же «микрокосм в макрокосме». Представитель классического немецкого идеализма Г.В.Ф.Гегель говорил: «только целое имеет смысл». Однако с развитием в XVII-XIX веках науки и распространением в философии и естествознании механистических и редукционистских идей возобладал взгляд на любую систему как на производное своих частей, и окрепло убеждение, что свойства любого объекта могут быть выведены из анализа его составляющих элементов. Соответственно, холистический принцип стал воприниматься как не имеющая практической ценности философская концепция и оказался оттеснённым на перифирию общественного сознания. Интерес к идеям холизма снова возрос в XX веке в связи с кризисом классической картины мира и расцветом герменевтики. Собственно, в это время и появился термин — в «философии целостности» в работе Я. Смэтса «Холизм и эволюция».

В настоящее время холизм разрабатывается в общей теории систем. Из холистических представлений исходит часто используемое понятие синергии. Практическим воплощением идеи холизма является возникшее в синергетике понятие эмерджентности, то есть возникновения в системе нового системного качества, несводимого к сумме качеств элементов системы.

Холизм противостоит редукционизму, ищущему специфику целого в составляющих его частях и сводящему мироздание к набору некоторых первичных элементов. Редукционизм и холизм, как анализ и синтез, должны быть рассмотрены как два комплементарных познавательных приема, эффективных при решении соответствующих проблем. С одной стороны, редукционизм позволяет решать структурного плана задачи и находить связи высших уровней с низшими. В свою очередь, холизм хорош при воссоздании целостной картины объекта или явления, особенно в функциональном отношении. Холистический подход очень важен в познавательном отношении, так как в любой системе, даже аддитивной, имеет место взаимодействие между элементами. В противном случае они не были бы системами. Другое дело, что этими связями в зависимости от задач рассмотрения можно пренебрегать, например, в силу их незначительности, или по ряду других оговариваемых в исследовании причин. И редукционизм, и холизм как когнитивные приемы достаточно широко используются в разных системах знания, как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных (психология, социология, лингвистика и т.п.). Однако каждый из этих приемов может быть и бывает гипертрофирован. Тогда редукционистская позиция полностью сведет высшее к низшему, откажет высшим формам в специфике и самостоятельности. В такой редукционистской парадигме развиваются механицизм, физикализм, биологизм (при рассмотрении социальных систем). Абсолютизация целостности может приводить к отрыву высшего от низшего как в структурном, так и в генетически-эволюционном отношении. Это делает невозможным познание научными средствами высших проявлений бытия: органической живой материи, психологических и социальных систем. На таком методологическом основании развиваются органицизм, витализм, эмерджентизм.

Редукционизм (от лат. reducere— возвращение назад, восстановление) - методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей (меристический или демокритовский редукционизм) и частей к специфике целого (холистический или платонический редукционизм). Исторически методология редукционизма получила наиболее полное распространение в цикле естественных дисциплин - биологии, географии и др. - в процессе формирования идеи единства природы на основе универсальности лежащих в ее основе механических законов и принципов. В биологии редукционизм выступил в качестве одной из форм механистического мировоззрения, постулируя возможность объяснения сложных биологических объектов на основе более простых, универсальных для живого и неживого закономерностей (физических, химических), а также пытаясь объяснить разнообразие живого на основе некоторых общих биологических явлений: в концепции элементаризма, организмоцентрическом подходе и т.д. Применение редукционизма в механистическом варианте в этот период позволяло преодолеть разрыв между уровнем и темпом накопления фактического материала и темпами и уровнем развития теоретического аппарата различных наук: биологии, например, с одной стороны, и математики, физики, химии, - с другой. Одновременно, соответствуя методологическим стандартам науки классического периода, методология редукционизма противостояла виталистическому и холистическому объяснению жизни с помощью таких понятий, как жизненные силы (вита) и энтелехия. Однако уже на рубеже 19-20 вв. обнаружение таких свойств биосистем, как способность к саморегуляции, самообучению, авторепродукции, аккумуляции пройденного исторического пути и др. выявили принципиальную невозможность их редукции до физико-химических взаимодействий. Ограниченность применения методологии редукционизма способствовала появлению на рубеже 19-20 вв. антиредукционистской позиции (композиционизма, интегративизма, историзма). Антиномия редукционизма и антиредукционизма обнаружила свою бесперспективность в ходе развития биологического знания, поскольку сводится к противостоянию далее неразложимых методологических подходов. Переход к адекватному пониманию места и роли принципа редукционизма в современном научном знании связан с оценкой его не как самостоятельного универсального методологического принципа, а как одного из приемов научно-теоретического исследования, обращенного (в случае биологического познания, например) к глубинным материальным основам жизни. Неоднородность современного биологического знания, высокая степень сложности системно-структурной организации живой материи обусловили органическую включенность небиологических (биохимического, молекулярно-биологического и др.) методов исследования в ткань биологического познания. В современной физике редукционистская ориентация имеет сложную форму выражения и апеллирует к предельно минимальным и максимальным структурам микромира. В общефилософском контексте анализ границ применимости методологии редукционизма связан с уточнением фундаментальных онтологических и логико-гносеологических проблем: определения меры сводимости друг к другу явлений различных порядков, взаимоотношения принципа системности и принципа развития, углублению концепции уровней организации и др.

В материалистической диалектике всякое качество количественно развивая свои свойства достигает пределов меры данного качества, делает диалектический скачек в другое качество, не сводимое к первому. Яйцо и курица – разные качества, но простое яйцо в своем развитии превращается в сложную курицу, которая в свое время будет нести качественно отличные от себя яйца. В качестве программной установки редукционизм получил оформление в позитивистской картине мира, использующей точные логико-математические средства и ориентирующейся на методы эмпирического естествознания, в первую очередь физики. В той или иной степени идеи редукционизма характерны для таких его представителей, как М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Райхенбах, Г. Фейгл, О. Нейрат и др. Редукционистская программа вызвала к жизни в качестве ответной реакции альтернативную программу решения проблемы единства науки на основе общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Рапопорт и др.), которая стремилась учесть интересы наук, имеющих дело с познанием сложных органических систем (биологии, экологии и т. п.). Ряд методологических установок системного движения стал составной частью синергетики, что в свою очередь было в значительной мере обусловлено успехами компьютеризации и развитием инженерии знаний, у истоков которых стоял логический эмпиризм и редукционизм.

Другая проблема, до сих пор отвлекающая ученых от познания природы, порождена отрицательным отношением к идее саморазвития мира религии, признающей только пассивный и страдательный мир.

Креационизм (от лат. creatio — сотворение), религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для монотеистических религий — иудаизма, христианства, ислама. Например, в патристике и схоластике – это точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира. В 1932 году в Великобритании основано «Движение протеста против эволюции», в цели которого входило распространение «научной» информации и фактов, доказывающих ложность эволюционного учения и истинность библейской картины мира. К 1970 году число его активных членов достигло 850 человек. Особенно яростны нападки креационистов на эволюционную биологию. Трактуя многообразие форм органического мира как акт божественного творения, креационизм отрицает эволюцию и изменение видов. В биологии креационистская традиция церковной догматики продолжается со средневековья и вплоть до 19 в., воплощаясь в антиэволюционистской идее неизменности видов, разделявшейся большинством естествоиспытателей того времени. Наукообразную форму креационизм получил у французского анатома и палеонтолога Ж. Кювье. Его теория катастроф была доведена его учениками и последователями А. Д'Орбиньи и Ж. Агассисом до последовательно креационистской концепции множественности актов творения. Хотя креационизм с конца 18 в. подвергался сильным атакам со стороны эволюционистских идей (уже К. Линней в конце жизни отказался от т. зр. неизменяемости видов), особенно Ламарка, однако только теория происхождения видов Дарвина подорвала его влияние. В течение 19 в. дарвинизм с боями вытесняет креационизм из биологии. Особенно ожесточенно борьба велась в Англии (А. Седжвик, Уолластон и др.), Франции (М. Флуранс, А. Мильн-Эдвардс, Ж. Катрфаж и др.) и США (швейцарский биолог Агассис, живший в Америке). 20 в. – время полного торжества в науке эволюционного учения, в результате чего креационистские воззрения становятся анахронизмом. Однако вплоть до настоящего времени креационизм используется как знамя в непрекращающихся усилиях церкви подчинить своему влиянию науку; продолжаются попытки поставить под сомнение доказательность эволюционной теории. Таковы утверждения об "исчерпанности" теории происхождения видов (В. Тролл), о "недействительности" естественного отбора в создании значительных эволюционных преобразований, отрицание прогресса в эволюции (Дж. Дьюар) и т.д. "Стыдливой" формой креационизма является утверждение, что дарвинизм – только одна из возможных гипотез (Ф. Фозергилл). Эта т. зр. смыкается с другими направлением современного креационизма – попытками "ассимилировать" эволюционное учение, подчинив его идее божественного творения. Таковы разнообразные виталистические концепции: теория эмерджентной эволюции, "телефинализм" Леконта де Нюи, теория "первичной активности" Р. Рюйе, теистический холизм и мн. др. Креационизм пользуется признанием в неотомизме. В США достаточно влиятельным организациям креационистов удалось добиться временного запрета на преподавание эволюционной биологии в публичных школах нескольких штатов, а с середины 1960-х годов активисты «младоземельного креационизма» начали добиваться введения в школьную программу учения «научного креационизма». В 1975 году постановлением суда по делу «Дэниел против Уотерса» преподавание в школе чистого креационизма было признано неконституционным, что вызвало замену его названия на «науку сотворения», а после её запрещения в 1987 году («процесс Эдвардс против Агилларда»), на «разумный замысел», который вновь был судебно запрещён уже в 2005 году («процесс Кицмиллер против Довера»). Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), членом которой является и Россия, в своей резолюции № 1580 от 4 октября 2007 года под названием «Опасность креационизма для образования», высказала обеспокоенность возможностью нездоровых последствий распространения идей креационизма в рамках образовательных систем и тем, что креационизм может стать угрозой правам человека, имеющим для Совета Европы ключевое значение. В резолюции подчёркивается недопустимость подмены науки верой и ложность утверждений креационистов о научности их учения.

Будучи лишен всякого научного содержания, креационизм в настоящее время имеет тормозящее значение идеологического орудия борьбы религии против научной биологии.