Тема 20 Социологическое исследование

Социологическое исследованиеисследование социальных объектов,отношений, процессов, направленное на получение. новой информации о социальном мире и выявление закономерностей общественной жизни.

Любое социологическое исследование начинается с составления про­граммы — стратегического плана исследования. Программа включает в себя следующие элементы:

1. методологическая часть, в которой обозначается объект или пред­мет исследования, формулируются проблемы и гипотезы, опреде­ляются цели и задачи .исследования;

2. организационно-методическая (процедурная) часть: разработка инструментария, методов сбора и обработки информации.

На первом этапе формулируются проблемы, которые надо разрешить, изучаются все причинно-следственные связи. Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им могут быть социальный процесс или область социальной жизни, социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие.

Помимо объекта выделяется также предмет исследования — те на­иболее значимые с практической или теоретической точки зрения свой­ства, особенности объекта, которые предстоит исследовать.

В программе обозначаются цели и задачи исследования. Они всегда непосредственно связаны с проблемной ситуацией. Чаще всего цели и за­дачи исследования формулируются заказчиком. Важно различать основ­ные и второстепенные задачи исследования. Последними в ряде случаев можно пренебречь.

Вся процедура социологического исследования подчиняется поиску ответа на центральный вопрос исследования. При разработке програм­мы социологического исследования важно выделить ключевые понятия, обозначающие узловые моменты изучаемой проблемы.

Работа исследователя начинается с анализа литературы по теме ис­следования. Затем необходимо проверить измеряемость тех признаков, которые мы выделяем. На следующем этапе выдвигаются рабочие гипо­тезы исследования. Гипотезы — достаточно обоснованные предположе­ния о структуре изучаемых объектов, характере их социальных связей, возможных подходах к решению социальных проблем. Гипотезы делят на первичные и вторичные. Вторичные гипотезы выдвигаются взамен пер­вичных, если те опровергаются эмпирическими данными, полученными в ходе исследования.

Общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза:

— гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эм­пирической интерпретации, иначе она непроверяема;

— гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

— гипотеза должна быть ясно и четко сформулирована;

— гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уров­не теоретических знаний, методической оснащенности и практиче­ских возможностях исследователя.

Этапы социологического исследования:

1. подготовка исследования;

2. сбор первичной информации;

3. обработка информации;

4. анализ полученной информации, подведение итогов исследования,

подготовка выводов и рекомендаций.

Выделяются три основных типа социологических исследований: раз­ведывательное, или пилотажное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование охватывает небольшие совокуп­ности данных, проводится по упрощенной программе и имеет сжатый по объему инструментарий. Разведывательное исследование считается пилотажным, когда в нем уточняются исследовательские гипотезы, от­рабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться социологи. Разновидностью разведывательного исследова­ния являются экспресс-опросы.

Описательное исследование позволяет получить относительно це­лостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по до­статочно обширной, тщательно разработанной программе на базе мето­дически отработанного инструментария. Объектом исследования может быть коллектив крупного предприятия, население города, района, регио­на. Применяются самые разнообразные методы исследования.

Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, всесторонний анализ его структуры и характеристик. Резуль­таты, как правило, оформляются в виде монографических работ. Ана­литическое исследование носит комплексный характер и предполагает использование самых различных методов сбора и анализа информации. Разновидностью аналитического исследования является . социальный эксперимент.

Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. Цель теоретико-прикладных исследова­ний— содействие решению крупных социальных проблем путем раз­работки новых подходов к их изучению, интерпретации. Прикладные исследования направлены на практическое решение конкретных соци­альных проблем. Теоретические подходы, уже разработанные в социоло­гии, здесь реализуются в конкретном приложении к данной области соци­альной жизни. Их непосредственным результатом может быть разработка практических рекомендаций, социального проекта.

Социологический эксперимент может проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя по­следние на лабораторные и полевые. Натурный эксперимент проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и пред­полагает, как правило, вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленным экспериментом называют специальную техно­логию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.

В системе переменных вычленяется независимая переменная, ина­че определяемая как экспериментальный фактор, и зависимые пере­менные, т.е. факторы, которые предположительно будут меняться под воздействием независимой, переменной. Объектом социологического эксперимента может быть отдельная личность, любая группа людей, социальный институт. Качество экспериментального метода во многом зависит от контрольных процедур, четкости регистрации переменных и их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента. Отличительной особенностью всех инструментов экспериментального метода является их ориентированность на проблему обеспечения чис­тоты эксперимента.

Главным результирующим документом социологического экспери­мента выступает протокол. Содержание протокола эксперимента таково:

— формулировка проверяемой гипотезы;

— характеристика экспериментального фактора (независимой пере­менной);

— характеристика зависимых переменных и их индикаторов;

— описание экспериментальной ситуации; — перечень условий эксперимента;

— описание хода эксперимента и т.д.