Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Теория «зеркального Я» Чарльза Кули

Согласно Чарльзу Кули (1864 – 1929), развитие личности начинается с некоторой инстинктивной установки, присущей каждому индивиду с момента рождения: «чувства моего». В ходе социализации «чувство моего» развивается и дифференцируется, разделяясь на множество различных самоощущений. Итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства» (любовь, сочувствие и т. д.), которые можно считать основой социальной организации.

Формирование человеческого Я Кули связывал с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих.

Согласно теории «зеркального Я», представление человека о самом себе включает представление о том, как человек выглядит в глазах «другого» оценивает этот образ, и вытекающее отсюда самоощущение, например гордость или унижение.

Эрик Эриксон (1902 – 1994) разработал терию, в которй акцентируются социальные аспекты психосексуального развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Если потребности ребенка удовлетворяются, у него развивается чувство доверия к окружающему его миру, если нет, то, наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.

Третий кризис соответствует второму детству, характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей.

Пятый кризис преживают подростки в поисках идентификации. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском любимого человека, партнера для совместного совершения цикла «работа – рождение детей – отдых».

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося в «интерес к следующему поколеню и его воспитанию».

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а выход из кризиса от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.