Тема 4 Русская социологическая мысль ХIХ – начала ХХ века

Хотя социология проникла в Россию с Запада, русская социологическая мысль быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно. За период с конца 60-х годов ХIХ века до середины 20-х годов ХХ века русская социология прошла несколько этапов развития, постепенно достигая когнитивной зрелости. Признаками этой зрелости стали стремление к теоретико-методологической интеграции, появление исследований эмпирического уровня и успешная институционализация.

Предпосылка появления в России новой науки были связаны в первую очередь с капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии. Не случайно в 1861 году Николай Серно-Соловьевич, находящийся в тюрьме за антиправительственную деятельность, вынес в заголовок своей опубликованной позднее статьи следующий вопрос: « Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки?» Речь шла о науке, изучающей законы исторического развития и социальной солидарности так же объективно, как естествознание исследует законы природы. С конца 1860-х годов большая группа исследователей (П. Лавров, Н. Михайловский, А. Стронин) настойчиво стремились подчеркнуть самостоятельный характер новой науки.

Становлению социологии особенно помогли реформы 1861 года, когда запреты на изучение многих общественных проблем, существовавшие для исследователей в эпоху Николая I, были наконец- то сняты.

Появление социологии на русской культурной арене имело как гносеологическое значение, связанное с изобретением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. Социология теоретически отражала в самой различной форме требования буржуазной модернизации существующий порядков в России. Одно из основных особенностей общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Переплетение нового и старого придавало особую историческую специфику и остроту многим противоречиям страны.

Идеология большей части первых русских социологов – мелкобуржуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминирующих идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 года, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима. В рамках этой общей ориентации выделялись отдельные направления. Одни авторы обращали внимание на негативные черты западного капитализма (Н. Михалковский и др.). «Именно эта, не просто политическая, но оппозиционно-политическая, ангажированность социологии в России составила ее отличительную черту, - пишет Н. Новиков, - по сравнению с западноевропейской социологией того времени». Но с содержательной стороны между разными национальными вариантами социологии было много общего.

Для становления социологии явно стимулирующим фактором оказались усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал невиданной ранее мобильности населения, ломке старых культурных стандартов. Совокупность этих изменений вызвала в различных слоях общества (особенно у быстро растущей интеллигенции) жадный интерес к социальным проблемам. Кстати, именно Россия подарила миру термин «интеллигенция», и именно в России были выработаны первые теоретические формы самосознания этого общественного слоя.

Уже первые историки русской социологии, как отечественные, так и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Э. Геккер), заметили, что главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?» Отсюда публицистичность социологической литературы в России ХIХ века, ее подчеркнутая гуманистическая ориентация. В свою очередь русская реалистическая литература конца ХIХ в. Жадно впитывала социальную проблематику, так что отнюдь не преувеличением звучат слова Г. В. Плеханова: « У художника Горького и покойного художника Г. Успенского может многому научиться самый ученый социолог».

Изначально распространения и оформлению социологии в России препятствовали предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины – особенно тех, которые представляли старые университетские разделы гуманитарной науки: историю, государствоведение и т. д. Только в первое десятилетие ХХ в. Междисциплинарные отношения резко изменились, Началось повсеместное признание социологии , и постепенно социологические методы стали широко использоваться в истории, правоведение, политической экономии, психологии, этнографии.

Направление социологической мысли в России

Социогеографическое направление представлено именами Л. И. Мечникова (1838 – 1888) и А. П. Щапова (1831 – 1876). Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Органическую школу представляют Е. В. Де Роберти (1843 – 1915), А. И. Стронин (1827 – 1889), П. Ф. Лиленфельд (1829 – 1903), Я. А. Новиков (1830 – 1912). Де Роберти выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно рузумной, общественной или культурной стадии развития человечества. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические).

Важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов (1853 – 1904), Л. И. Петражицкий (1867 – 1931), П. И. Новгородцев (1866 – 1924), Б. А. Кистяковский (1868 – 1920), Б. Н. Чичерин (1828 -1904). Их интересовало воздействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Потражитский выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам.

Марксисткая школа в социологии представлении М. И. Туган-Барановским (1865 – 1919), А. А. Богдановым (1873 – 1928), Г. В Плехановым (1856 – 1918), В. И. Лениным (1870 – 1924), отчасти – П. Б. Струве (1870 – 1944), С. Н. Булгаковым (1871 – 1944) и Н. А. Бердяевым (1874 – 1948).

Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823 – 1900), Н. К. Михайловский (1842 – 1904), И. И. Кареев (1850 – 1931).

Михайловскому принадлежит идея о свободном выборе «идеала», которая обосновала возможность изменить общественное развитие в избранной передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение получила в так называемом субъективном методе социологии, который высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность. Идеал Михайловского – развитая личность. Он подвергает критику социологическую теорию Спенсера, отождествляющую общество с организмом и низводящую человеческую индивидуальность на степень простой клеточки социального организма. Михайловский тоже разработал теорию «героев и толпы», объяснявшую механизм коллективного действия склонность человека к подражанию.

Практически все русские социологи ХIХ – начала ХХ века прямо или косвенно касались проблемы человека, индивида как социального существа. Человеческое сознание и поведение они считали основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривали в качестве одного из основных субъектов социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое изменение общественной науки является важнейшей характеристикой отечественной социологии в этот период времени.

Тема 5 Общество и социальные институты

Социология изучает общество с различных сторон: взаимодействие индивидов и социальных групп, как иерархию социальных статусов или ролей, как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивида.

Существует три уровня социологического знания об обществе:

1. Микроуровень: проблемы социализации личности и социального взаимодействия малых групп;

2. Промежуточный уровень: культура (нормы, обычаи и традиции), социальная структура (социальные статусы и роли), механизм социального контроля (нормы и санкции);

3. Макроуровень: структура общества в целом, большие социальные группы, социальная стратификация, социальная мобильность, социальные институты.

Свойства общества как системы

1. Целостность: общество функционирует как единый организм;

2. Универсальность: общество создает необходимые условия для удовлетворения любых потребностей индивидов;

3. Саморегуляция: общество обеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений.

Общество в социологии рассматривается с точки зрения социальных связей, взаимодействий, отношений, возникающих в самом обществе.

Социальные отношения – отношение между группами людей, занимающих разное положение в обществе, ведущих различные образ жизни и имеющих различный доход и источник дохода.

В социальной структуре общества выделяют следующие подструктуры: социально-поселенческую, социально-классовую, социально-этническую, социально-демографическую.

Основными элементами социальной структуры являются: социальные общности (большие и малые группы; социально-территориальные общности.

Виды социальных общностей: классы (страты), профессиональные общности, отраслевые общности, этнонациональные, региональные, демографические, территориальные, расовые группы, производственные коллективы, семья.

Критерии выделения социальных общностей: положение в системе разделения труда, сфера приложения труда, этническая и национальная принадлежность, межэтнические, межгосударственные связи, половозрастные характеристики индивидов, место проживания, морфофизеологические и физические особенности, решение производственных проблем, родственные отношения.

Численность социальных общностей превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Социальный институт – система созданных людьми ограничений, соблюдение которых обеспечивается механизмами принуждения. В качестве механизмов принуждения могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер.

Также социальный институт можно определить как:

— совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определенную общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных, целесообразно ориентировочных стандартов поведения;

— устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов.

Деятельность социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией в социально-политическую, идеологическую, ценность структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности; 3) наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное функционирование.

Виды социальных институтов:

1. Реляционные – определяют ролевую структуру общества в системе отношений;

2. Регулятивные – определяют нормы поведения в обществе и санкции, карающие за нарушение этих норм (сюда относятся все механизмы социального контроля);

3. Культурные – связанные с идеологией, религией, искусством и т. д. ;

4. Интегративные – обеспечивают интересы в социальной общности как целого.

Функции социальных институтов:

1. Регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений;

2. Обеспечивают устойчивость общественной жизни;

3. Обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов;

4. Осуществляют социальный контроль.