Социологические теории социального конфликта

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную по отношению к интересам другой стороны. Выделяют три основных теории конфликта:

1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913-2003). Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда — постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников.

2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти), разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества;

3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910-1933) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подрбное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.

Субъективистский подход к анализу социальных структур

Символический интеракционизм. Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как субъективную реальность, пронизанную субъективными намериями и действиями индивидов. В рамках символического интеракционизма американским социологом Эрвингом Гоффманом (1922-1982) был предложен драматургический подход, основная идея которого заключается в том, что люди постоянно разыгрывают друг перед другом некий спектакль.

Феноменологическая социология. Создателем феноменологической социологии считается австрийский философ и социолог Альфред Шюц (1899-1959). В философии Шюц разработал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалисткой трактовке феноменологии у Хайдегера. Применительно к области социального знания Шюц пытался решить поставленную Гусселем задачу- восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Используя описательный феноменологический метод и идеи Вебера, Бергсона и Мида, он выдвинул идею понимающей социологии, прослеживающихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных, интересубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразаванном, «вторичном» виде.

Во многом продолжает линию феноменологической социологии и социологии знания этнометодология — направление, изучающее взаимодействие людей и их отношений к происходящему с позиции, близкой к этнографической. К этнометодологии тесно примыкает методика «анализа разговора», разработанная основоположником этнометодологии Гарольдом Гарфинкелем и Харви Саксом.